Каково жить в Сирии: цифры, раскрывающие реальность
На фото семья, бежавшая из Алеппо. Бадия рассказывает:
— В основном мы едим хлеб. Расходы очень высокие. Очень дорого кормить и отправлять в школу девятерых детей. Дети работают на улицах, моют машины или лестницы в многоквартирных домах. Они также находят старый хлеб и продают его.
Меня часто спрашивают, на чьей я стороне. И я всегда отвечаю одинаково: на стороне простых честных людей, которые хотят работать в покое и безопасности, создавать и обеспечивать семьи, растить детей и уверенно смотреть в будущее. Собрал немного циферок по Сирии, некоторые из которых удивили и озадачили даже меня.
Численность населения
Если посмотреть динамику роста численности населения Сирии в базе Всемирного банка, может показаться, что страна процветает и развивается на радость собственному народу. График расскажет лучше моих слов:
Красота, да? С 2017 года — непрерывный рост. Докризисный максимум зафиксирован в 2011 году: 22,73 млн человек. В 2024 году установлен новый рекорд — 23,23 млн жителей. Вот так посмотришь на график из глубин демографической ямы, и кажется, что страна расцветает. По крайней мере, в разделе «демография» аналитических выкладок ВБ.
А теперь для равновесия цифры от ООН: по состоянию на февраль 2023 года в документах организации было зарегистрировано 6,8 млн сирийских беженцев, а еще 6,9 млн человек были перемещены внутри страны. Почти 14 млн или две трети населения.
Рост цен
Когда предприятия закрываются, а люди переселяются и теряют доходы, решение базовых потребностей — еда, вода и крыша над головой — превращается в проблему. Приходит Инфляция с большой буквы — сначала галопирующая, а затем и гипер.
Мы, товарищи, давно забыли, что такое активно растущие цены. А в Сирии для сотен тысяч семей покупка продуктов питания и других предметов первой необходимости просто недоступна, потому что денег нет и не предвидится. Остается лишь надеяться на доброту и щедрость начальников и сочувствующих. Были времена, когда до четверти населения страны относили к среднему классу. Теперь обеспеченных сирийцев осталось не более 3%. Остальные либо уехали, либо обнищали.
Сирийские статистики игнорируют большинство потребительских показателей. Не потому, что таков приказ, а потому что нет возможности собирать данные. Но инфляцию на потребительском рынке они до сих пор считают, хоть и с задержками. Прошлым летом уровень инфляции стал трехзначным:
120,4% — на столько в среднем подорожали товары в Сирии за год. Представьте, что год назад хлеб стоил 50 рублей, а теперь 110, и вы поймете, каково жить с настолько высокой инфляцией.
Налоги
В условиях бедствий логичный и разумный выбор — снизить налоговую нагрузку на бизнес и население, чтобы умерить рост цен и стимулировать деловую активность. Если сравнивать с нашими или европейскими, в Сирии очень высокие налоги на предпринимателей. 28% прибыли придется отдать компании, работающей в сложном регионе.
В некоторых сирийских семьях остались только женщины. Мишелин Фазаа (на фото слева) рассказывает:
— Раньше мы не чувствовали себя бедными. Теперь мы чувствуем себя очень бедными. Теперь я единственная, кто зарабатывает деньги. Мы едим только один раз в день около 4 или 5 часов вечера, потому что нам нужно оставить достаточно еды на следующий день.
А где же нефть? А золото?
Всем известно, что природа щедро одарила Сирию запасами черного золота. Пока человечество не вступило в послеуглеводородную эру и не изобрело транспорта на новых физических принципах, страны-везунчики продолжат неплохо зарабатывать на нефти. Достаточно, чтобы обеспечить сытую жизнь обычному народу.
30 лет назад сирийцы выкачивали из недр по 600 тысяч баррелей в сутки и более. 20 лет назад — по 400 тысяч. Нынешний уровень добычи — 95 тысяч баррелей, не до жиру.
Интересно, что в Сирии никогда не стремились создать полноценную страховку на черный день — большой золотой запас. Возможности для перевода нефтедолларов в золотые слитки были, и я даже поинтересовался, вдруг накопленное исчезло, как мифическое «золото партии». Оказалось, что ничего сирийцы не накопили. В 2000 году, задолго до арабской весны, в запасах насчитывалось 25,91 тонна золота. В 2024 году — 25,82 тонны. Скудно для страны с 23-миллионным населением. По 1 грамму на человека.
Жизнь в Сирии последние годы была чрезвычайно сложной. Несмотря на все трудности, сирийцы проявляют невероятное мужество и стойкость перед лицом невзгод. Они заслужили наше уважение.