Более 200 торговых центров по РФ на грани банкротства, а склады — в дефиците
Рост кредитной нагрузки после увеличения ключевой ставки Центробанка до 21% и сложности с обслуживанием долгов могут привести к массовому банкротству торговых центров (ТЦ). Это следует из письма Союза торговых центров (СТЦ) на имя главы Минэкономразвития, с которым ознакомился «Коммерсантъ».
В организации отметили, что половина российских ТЦ обременены кредитами, в том числе с плавающей ставкой. Многие из них уже столкнулись с проблемами поддержания финансовой стабильности. В связи с этим владельцы ТЦ попросили правительство субсидировать ставку по залоговым кредитам до 7–10%, ввести мораторий на изменение условий по существующим займам и предоставить отсрочку по выплате основного долга на пять–десять лет.
Под угрозой банкротства в 2025 году окажутся как минимум 200 ТЦ, говорит старший директор консалтинговой компании CORE.XP Марина Малахатько.
«Более 50% портфеля торговой недвижимости, заложенной в ключевых банках страны, уже в зоне риска: их соотношение долга к стоимости недвижимости превышает 80%», — пояснила эксперт.
По ее словам, часть собственников, осознавая угрозу дефолта, стремится продать свои активы. При этом они часто не готовы вкладывать собственные средства на покрытие кредита, добавила Малахатько.
Согласно NF Group, на конец 2023 года общая площадь ТЦ в России достигала 54,4 млн кв. м. По данным ShopAndMall.ru, речь идет примерно о 2 тыс. объектов площадью более 5 тыс. кв. м. Таким образом, под угрозой банкротства находится каждый десятый ТЦ.
В текущих условиях просить преференции и субсидии из-за роста процентных ставок может практически любой бизнес, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Однако, по его словам, если такие меры поддержки и будут, то в очень ограниченном объеме. ТЦ не относятся к критической инфраструктуре, которую государству важно спасать, напомнил управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» (развивает небольшие ТЦ) Алексей Ванчугов.
Маловероятной считает помощь государства и старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Дмитрий Сергиенко. Кредиторы за счет собственной прибыли субсидировать ставки не будут, а найти дополнительные средства в бюджете в текущих условиях очень проблематично, отметил эксперт.
В то же время, по мнению Ванчугова, банки не заинтересованы в банкротстве ТЦ и переходе к ним залоговых прав, поэтому они будут до последнего момента стараться обеспечить устойчивость бизнеса, предлагая рассрочку платежей.
В России возник острый дефицит складов из-за санкций и «разворота на Восток»
Российским компаниям стало остро не хватать складских помещений, из-за чего затрудняется логистика и растут цены на потребительские товары, рассказали «Известиям» участники рынка и ретейлеры.
По данным консалтинговой компании NF Group, доля свободных площадей на текущий момент минимальна во всех регионах страны и не превышает 1%. Показатель находится на околонулевом уровне при возрастающем спросе, подтвердил управляющий директор ЗPL-оператора NC Logistic Гарольд Власов.
В Москве и Московской области свободны всего 0,4–0,8% складских помещений, следует из данных Boxberry. При этом они расположены в отдаленных районах, куда неудобно добираться, отметил директор производственного департамента компании Андрей Соколов.
Согласно заключенным контрактам, объем аренды до конца 2024 года составит около 7 млн кв. метров, тогда как неудовлетворенный спрос в 2024–2025 годах достигнет 9,7 млн кв. метров, говорится в обзоре ПЭК, Tablogix и NF Group.
На фоне дефицита предложения растет средневзвешенная ставка аренды. По словам коммерческого директора «Скиф-Карго» Михаила Коптева, она колеблется в районе 10–12 тыс. руб. за 1 кв. метр в год. Для сравнения: в 2022 году стоимость аренды составляла 5 тыс. руб.
По данным NF Group, если в Москве за девять месяцев 2024 года аренда складов класса А (одного из самых высоких) увеличилась на 47%, до 11 тыс. руб. за 1 кв. метр, то в регионах она выросла на 37%, до 9,15 тыс. руб.
«Рост спроса на складские мощности происходит параллельно со снижением скорости объемов строительства новых складов», — говорит руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic Артем Хомышин. По его словам, расходы на строительство растут из-за высокой ключевой ставки ЦБ и удорожания материалов.
Дефицит складских помещений сказывается на удлинении сроков оборачиваемости товаров, замедляет логистические процессы, что приводит к задержкам в доставке, отметил Коптев. Он добавил, что из-за сложностей хранения и управления запасами растет стоимость товаров для конечного потребителя. По данным FM Logistic, динамика стоимости аренды складов за 2024 год повысила расходы ретейла на 15–20%, что обернулось удорожанием продукции на 1–2%.
«Чтобы избежать снижения рентабельности, бизнес перекладывает растущие затраты в цены на продукцию», — говорит Хомышин. При этом, по оценке «АвтоГрузЭкс», доля складской логистики в стоимости конечных товаров составляет 2–5%.
Как отмечают участники рынка, одна из главных причин роста спроса на склады — переориентация логистики с западных направлений на восточные и южные, а также связанное с этим удлинение маршрутов поставок. Также сказываются санкции против России, которые усложнили доступ к материалам и технологиям для возведения складов. Помимо этого, свой вклад вносит нестабильность платежей между Россией и иностранными партнерами.
«Компании наращивают складские запасы, чтобы минимизировать риски нехватки продукции из-за сбоев в доставке и проблем с оплатой товаров», — говорит президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
На 2024 год девелоперы запланировали ввод в эксплуатацию 5,8 млн кв. метров складских помещений, но этих объемов недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, который только в первом полугодии вырос на 40%, заключил коммерческий директор логистического оператора МОЛКОМ Евгений Смирнов.