13 друзей БРИКС: что дает статус страны-партнера и сколько в них населения
Могу констатировать: Большая Семерка проиграла Маленьким Кирпичам. Замкнувшись на обслуживании интересов богатых и не желая расширяться, главный около-экономический кружок планеты упустил самое важное, для чего должна работать экономика — людей.
При анализе любых социальных сред используются понятия горизонтальных и вертикальных связей. Горизонтальные формируются на одном уровне иерархии, а вертикальные — между участниками с разницей в статусе.
Что делала Большая Семерка? Горизонтально дружила между собой, ставя весь остальной мир в подчиненное положение. Что делают Маленькие Кирпичи? Выстраивают горизонтальные связи из тех, кто не сумел пробиться к вершине.
И Семерка, и БРИКС — клубы по интересам. Тусовки если хотите. Место, где можно приятно провести время и попутно обсудить важные вопросы, со всеми участниками сразу или с конкретными в кулуарах. И чем шире набор участников, тем эффективнее будут формироваться связи между ними, тем больше будет заключаться контрактов и реализовываться проектов.
В данном случае неважно, весь БРИКС участвует или нет. Если на полях какой-то массовой встречи о чем-то между собой договорились индивидуально Бразилия и Южная Африка, это победа всего объединения. Потому что именно объединение установило между ними горизонтальную связь, дало им чувство принадлежности к группе, поддержку, обеспечило взаимодействие.
Теперь в БРИКС есть не только члены, но и страны-партнеры
Их пока всего 13. Некоторые иронизируют над составом, а меня он, признаться, воодушевил.
Кто такие страны-партнеры? Это государства, которые в БРИКС не вступают, но готовы активно взаимодействовать с ним. За это они получают некоторые плюшки:
- Могут участвовать в мероприятиях БРИКС не в качестве наблюдателей, а с принятием участия в дискуссиях и включением в повестку.
- Статус способствует развитию двухсторонних и многосторонних отношений с членами объединения в самых разных форматах. Это могут быть и энергетические проекты, и сотрудничество в области образования и культуры, и развитие торговли — что угодно. Когда вам нужно продать что-то хорошее, вы же сначала знакомым предложите, правда? Так и тут.
- Доступ к информации. Пока в рамках БРИКС каких-то прибыльных инициатив мало, но всё впереди. Когда у тебя есть доступ к информации о планах объединения, ты можешь подумать, как в эти планы встроиться с выгодой для себя.
- Престиж тоже никто не отменял. Понятно, что Узбекистан или Кубу никто не позовет ни в Большую Семерку, ни в Большую Двадцатку. Участие в БРИКС для малых экономик — способ укрепить свои позиции. Эдакий «вин-вин» для участников.
Если проще: страны-партнеры встраиваются в горизонтальные связи, сформированные объединением. И должны получить выгоды от плотного взаимодействия как с членами БРИКС, так и с другими партнерами, пока не вступившими в клуб.
Я долго рыскал по документам, но каких-либо обязывающих составляющих у статуса стран-партнеров не нашел. Все сугубо добровольно, никакой принудиловки. От таких стран ожидают, что они будут поддерживать инициативы сообщества, уважать принципы БРИКС и принимать участие в его работе. Условий, при которых у страны может быть отозван статус партнера, тоже пока не прописано.
Что за страны стали партнерами БРИКС и сколько людей там живет?
Я прикинул суммарную численность населения стран-партнеров и присвистнул:
- 20 млн — Казахстан,
- 9,2 млн — Беларусь,
- 85,4 млн — Турция,
- 36,8 млн — Узбекистан,
- 45,6 млн — Алжир,
- 12 млн — Боливия,
- 11 млн — Куба,
- 279 млн — Индонезия,
- 33,4 млн — Малайзия,
- 66,1 млн — Таиланд,
- 100 млн — Вьетнам,
- 224 млн — Нигерия,
- 48,6 млн — Уганда.
Суммируем: 971,1 млн человек. Почти миллиард! Восьмая часть жителей земного шара.
Я заметил, что часть экспертов смотрит на присутствие африканских стран и высказывает «фи» — они бедные и необразованные, что им можно поставлять, как с ними работать вообще? А вы не смотрите на Нигерию с Угандой! Смотрите на Вьетнам, Индонезию и Малайзию, в которых уровень благосостояния населения растет в разы быстрее, чем в среднем по миру.
Накормить, одеть, обуть, обеспечить жильем миллиард человек — это колоссальные деньги, скажу я вам. В мире, где рост достатка семей связывают в первую очередь с ростом и расширением структуры материального потребления, любая густонаселенная страна должна быть желательным членом в неформальном клубе а-ля БРИКС просто потому, что каждый ее житель — потребитель.
Констатирую: подход Большой Семерки к формированию межгосударственных объединений устарел. Списывать ее рано, конечно — все-таки львиная доля технологий и мирового богатства под ее контролем. Вопрос в том, надолго ли.