В магазине осталось 2 человека — директор и кассир. Как выглядит нехватка кадров в «Пятерочке» у дома
Свершилось: в магазинах некому работать. Теперь там директора на подхвате. И не говорите мне больше, что недостаток кадров существует только в головах экономистов и любителей приезжих; это наша объективная реальность, из которой нужно искать выход.
Если бы я 30 лет назад остановился на одном дипломе, не ушел в социальную сферу, я бы до сих пор в торговле работал. А если б советские времена продолжались, уже получил бы «заслуженного работника торговли», а может, и в главке сидел бы, протирая такие же как у всех серо-синие штаны и подписывая указивки с планами по торговым запасам. А так… для меня как наемного сотрудника розница закончилась в прошлом веке, тьфу-тьфу. В далеком 1998-м я открыл ИП и ушел в самостоятельное плавание.
Будете смеяться, но у меня до сих пор по ночам иногда бывают странные сны о том, что не пришел товар и в магазине пустая витрина. Что в подвале универмага прорвало канализацию и залило стоящее там новое оборудование. Усталые и раздраженные люди собрались в очередь, все что-то хотят от меня, требуют, чтоб их обслужили, а мне им нечего предложить — и просыпаюсь я с чувством слабости, бессилия, беспомощности. Она отступает, лишь когда налит кофе и включен компьютер, и я возвращаюсь в свое настоящее, где у меня есть право выбора, чем заниматься и как зарабатывать, чтобы семья была сыта. В магазины я с 2012 года захожу исключительно как потребитель.
Знакомьтесь: «Пятерочка» в формате у дома. У моего дома
Для торговых сетей магазины формата «у дома» имеют особое значение. Такие магазины находятся в пешей доступности от жилой застройки, туда заходят по дороге с работы, посылают детей за хлебом и молоком, совершают мелкие покупки.
Под супермаркет «у дома» проще найти место, ему не нужно колоссальных площадей. Основа заработка там — не базовые продукты, а табак, алкоголь и так называемая «сопутка» — мелкие товары с большой наценкой, расположенные в прикассовых зонах. Там необязательно предлагать ассортимент более 3-5 тысяч позиций, но нужно следить за свежестью, выкладкой и чистотой.
На всех фото в этой статье мой любимый магазин. Любимый из чисто прагматических соображений, потому что на парковке всегда есть места. Здесь мы останавливаемся по пути домой с дачи, чтобы купить продукты. В торговом зале редко бывают толпы, а в утренние часы здесь тихо и спокойно, и можно полчаса стоять у витрины, выбирая из 100 сортов колбасы, йогурта или сыра единственный съедобный, и никому не мешать.
На входе посетителей встречает приглашение поработать:
Повысили зарплаты, пишут. Теперь продавцов ждет заработок от 31200 до 42100 рублей в месяц, а администратору обещают аж до 58900. Я без доли иронии об этом пишу. Для российской глубинки зарплаты более чем адекватные. У нас никого не удивишь работой за 15-20 тысяч, и продавцы в той же «Пятерочке» всего год-полтора назад получали в пределах 25 тысяч за месяц труда чистыми. У нас средняя по области зарплата наемного работника у всех типов работодателей — 44102 рубля по итогам первого полугодия 2024 года.
Магазин развивается
В прошлом году у нас не было отдела с выпечкой, теперь появился. Правда, выпечки мало — вкусные булки и пирожки охотно разбирает население окрестных домов, а печь их некому. Пекарей не хватает точно так же, как продавцов и администраторов.
Если вдруг у входа посетитель не заметил предложенные вакансии, не беда. Распечатки с зарплатами наклеены повсюду внутри магазина:
По ассортименту «Пятерочка» у дома старается угодить всем. И тем, кто уже вынужден экономить на еде, и тем, кто пока еще может позволить себе более-менее качественное питание.
Хорошо видно по яичной витрине, где есть продукт по 78-80 рублей за десяток, и яйца от проверенного местного производителя по 130-140 рублей. На верхней полке, должна быть нехилая мотивация, чтоб дотянуться.
Иду дальше по магазину, и вижу как директор своими руками выкладывает хлеб:
Почему руководящий работник приводит в порядок витрину?
Я нашел ответ на этот вопрос позже, когда ждал у кассы. Мои домочадцы рассчитались за еду, а я застрял, чтобы купить себе пару блоков вредного продукта отдельным чеком. На кассе нужного количества не оказалось, и кассир нажала кнопочку, чтоб кто-нибудь принес из подсобки.
— Можно, я пока следующих отпущу? — спросила продавщица. В магазин набежала стайка детей за перекусами, и у кассы начала собираться очередь.
— Да, пожалуйста, я подожду, — за годы работы в торговле, хоть и в прошлом веке, я научился с пониманием относиться к проблемам магазинов. Одного отпустили, второго… Но из подсобки так никто ничего и не несет.
— Нажмите еще разок, может, не услышали? — попросил я. Тем временем у кассы начала собираться очередь.
Фишка магазинов «у дома» — быстрое обслуживание, чтоб больше трех человек у кассы не собиралось. Положенный такому магазину персонал — 5-8 человек на смену. Это продавцы, каждый из которых отвечает за выкладку в своем отделе и параллельно выполняет функции кассира при необходимости. В результате и у сотрудников распределенная нагрузка, и покупатели довольны чистотой в магазине и комфортом в совершении покупок.
Покупателей в прикассовой зоне собралось уже человек 10-12. Женщина в конце очереди потеряла терпение и громогласно возопила командным голосом:
— Пригласите еще одного оператора!
И тут нас всех накрыло реальностью:
— Извините, нас всего двое. Некого пригласить, — пожаловалась кассир.
Мою покупку наконец-то вынесла из подсобки та самая девушка в куртке с надписью «директор», которая ранее разбирала хлебную витрину. Их осталось только двое — кассир и директор. Всё. Как в песне, «жаль подмога не пришла»… И они старательно держат рубежи ритейла — работают за пятерых, в надежде, что кто-то откликнется на объявления о работе и придет на помощь.