15% рост цен у народа, 9,1% у Росстата. Куда пойдет ставка и чего ждать от цен в будущем
Попытаюсь объяснить, что скрывается за цифрами ЦБ и предположить, что им придется делать, а нам — терпеть. Если и были у меня какие-то основания для оптимизма, то теперь они испарились.
Тревожный августовский отчет по инфляции
Замеры инфляционных ожиданий и потребительских настроений проводит инФОМ по заказу нашего Центробанка. Каждый месяц народ рассказывает, какой рост цен он видит своими глазами, а какой ожидает в будущем, на год вперед. Из народных оценок складываются два статистических показателя, на основе которых ЦБ принимает решения:
- Наблюдаемая инфляция — простые люди оценивают, как изменились за 12 месяцев в процентах цены на те товары и услуги, которые они покупают.
- Ожидаемая инфляция — предположение, на сколько в процентах вырастут цены за следующий год.
Если хотите знать «кухню» процесса, вот так это выглядит:
Каждый месяц опрашивают не менее 2 тысяч человек в 105 населенных пунктах методом личного интервью, как у нас принято говорить — в режиме «face-to-face», то бишь лицом к лицу. Опросы обычно проводят в начале месяца, и примерно к 18-20-м числам на столе уже лежит отчет о том, на сколько у нас реально цены выросли (и не только).
У Росстата по итогам июля рост цен в годовом выражении получился на 9,1%. У ЦБ данные совсем другие, почти в 2 раза выше. Это нормально: Росстат объективно вычисляет инфляцию по полной корзине товаров и услуг, а люди субъективно оценивают рост цен лишь по тем по товарным группам, которые они покупали или планируют купить.
В наборе номенклатурных позиций Росстата всегда будут товары-дефляторы, которые тянут средний по стране показатель инфляции вниз. А в расходной части семейного бюджета таких позиций может не быть, в зависимости от стиля потребления, уровня дохода, уровня жизни и запросов конкретной семьи.
«Народная» оценка роста цен вышла на уровень 15% в августе
Медианные значения наблюдаемой и ожидаемой инфляции в августе составили, соответственно, 15% и 12,9%.
По слайду с «кухней» опроса вы уже знаете, что оценки люди дают по диапазонам. И медианный показатель 15% означает, что у половины населения циферка выше, а у части опрашиваемых цены выросли далеко не на 15, а на 30 и более процентов за год.
Но самый занимательный факт из отчета — не цифра наблюдаемой инфляции. Самое интересное в августовском выпуске, что у нас всего за месяц сильно вырос показатель наблюдаемой инфляции у россиян, обладающих сбережениями (с 12,1 до 13,5%).
Это говорит о том, что люди лезут в кубышки, чтобы покрыть инфляционную разницу по плановым покупкам либо для совершения откладываемых трат или покрытия внезапных расходов. К примеру, я давно собирался обновить холодильник, но откладывал покупку. А в августе купил, распотрошив заначку. Причем купил сильно дороже (примерно на треть), чем сделал бы это в прошлом году. Соответственно, лично у меня выросла наблюдаемая инфляция за последние 12 месяцев.
Когда кубышки мельчают, падает и уровень жизни в стране, даже если параллельно выходят бравурные отчеты статистических ведомств о росте доходов населения. И это тоже подтверждено данными Центробанка:
Всего за месяц у нас уменьшилась доля людей со сбережениями с 41 до 34%. И выросла с 56 до 63% доля людей, у которых денег хронически нет, которые при утрате дохода не смогут протянуть даже месяца… Очень тревожный социальный сигнал.
Как это повлияет на ключевую ставку?
На слайде — наша многолетняя динамика:
Полагаю, у Набиуллиной велик соблазн снова повысить ключевую ставку как минимум до 25%. Метод резкого подъема ключевой ставки отлично сработал в марте 2022 года, когда на наблюдаемой инфляции 16,3% и ожидаемой инфляции 18,3% ставку с 9,5% резко отправили на 20%.
Есть одно большое НО: тогда денежная масса у нас была меньше, и 20% оказалось достаточно для снижения влияния проинфляционных факторов. Помог и ужимающийся импорт.
Чтоб вы понимали: в 2021 году у нас денежный агрегат М2 был 58,7 трлн рублей, а в 2024-м — 104,8 трлн. Почти в 2 раза рост всего за 3 года, сопоставимого роста экономики при этом не наблюдается. Денег стало больше, товаров осталось столько же или стало меньше из-за выбывания части импортных позиций, высокая инфляция в таких условиях неизбежна.
Поднимут ставку — пойдут в рост проинфляционные факторы по издержкам. Вы же понимаете, что обслуживание кредитов компаний всегда по итогу оплачивает конечный потребитель?
Думаю, многие из вас видели предупреждения производителей о росте цен на поставляемую в торговые сети продукцию от 5 до 40% уже в августе-сентябре. Нам такой скачок цен кажется разорительным, а у производителей просто нет другого выбора. Кредит подорожал, зарплаты людям в условиях нехватки кадров нужно повышать, общий объем издержек вырос — деваться некуда, приходится перекладывать свои затраты в цены и возмещать их рост из кармана потребителя.
В таких условиях повышение ключевой ставки будет работать уже не на снижение, а на рост инфляции. Не хочу делать плохих прогнозов, но к ноябрю-декабрю мы вполне можем выйти на галопирующую инфляцию (более 20% в годовом выражении уже по Росстату, а не по оценкам населения).
В общем, мы сейчас живем в ситуации, когда куда не кинь — всюду клин. Остается лишь надеяться, что ЦБ вырулит, как сделал это 2 года назад.