Россиянам поднимут плату за ЖКХ из-за нехватки дворников и техники. А платить нечем – 6 миллионов уже невыездные из-за долгов
Российские власти готовятся решить проблему нехватки рабочих рук в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) за счет повышения тарифов для потребителей.
Правительство должно учитывать рост зарплат сотрудников ЖКХ при формировании тарифов на отопление, водоснабжение, водоотведение, газ, электричество и вывоз мусора, говорится в решении комиссии Госсовета РФ по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда» и комитета Госдумы по строительству и ЖКХ по итогам совместного заседания, пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.
В связи с этим Минстрою поручено подготовить предложения об изменениях «в нормативные правовые акты в сфере ценообразования регулируемых коммунальных услуг».
До сих пор тарифы для потребителей ежегодно индексировались в пределах инфляции, а правительство устанавливало пороги увеличения для каждого региона. В свою очередь ФАС контролировала соблюдение предельной планки.
Как правило, зарплаты сотрудников предприятий ЖКХ на 30–40% ниже, чем оплата труда в регионе, говорит эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук.
«Низкий уровень зарплаты работников ЖКХ — один из факторов плачевного состояния коммунальной инфраструктуры», — отметил он, добавив, что из-за этого в том числе происходят коммунальные аварии.
В Подмосковье средняя зарплата квалифицированного линейного персонала (сантехники, электрики) составляет около 60 тыс. руб., говорит член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов. При этом, согласно Росстату, средняя зарплата в Московской области в октябре 2023 года была на уровне 85 939 руб.
Система регулирования тарифов не учитывает в полной мере финансирование зарплат сотрудников ЖКХ, отмечает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Из-за этого, по ее словам, сложно сделать предприятие привлекательным для работников.
В частности, низкий уровень зарплат становится преградой для привлечения молодежи в ЖКХ: средний возраст работников отрасли составляет 42 года, говорит представитель «Квадры» (входит в «Росатом»). При этом нехватка качественных работников в ЖКХ связана не только с низкими зарплатами, но и с перетоком специалистов на предприятия военно-промышленного комплекса, замечает представитель ассоциации «Совет производителей энергии» (СПЭ).
Индексировать зарплаты необходимо в любой сфере, в том числе в ЖКХ, говорит председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
«Но нельзя допустить, чтобы в итоге необоснованно быстро росли тарифы. Эти процессы будут регулировать ФАС, региональные тарифные комитеты», — заключил депутат.
Не хватает не только людей, но и техники
В России ускоренными темпами сворачивается сеть наземного общественного транспорта. В 2023 году в стране было ликвидировано 99 соответствующих маршрутов, половина из которых пришлась на троллейбусы и трамваи. Это следует из результатов рейтинга городов по качеству общественного транспорта компании Simetra.
Закрытие маршрутов объясняется прежде всего «предельным износом» техники. Так, к примеру, около 40% троллейбусов и трамваев в России работают сверх нормативного срока службы. Они поддерживаются в рабочем состоянии «не от хорошей жизни», а только из-за отсутствия замены новым современным низкопольным транспортом, поясняют аналитики Simetra.
Обновление техники долгое время было ограничено финансовыми возможностями регионов и муниципалитетов. «Регионы списывают старый парк с очень медленными поставками новой техники», — говорит старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
В то же время промышленность России «отвыкла» от массового производства техники для общественного транспорта.
«Долгое время спрос на обновление транспортных парков за счет российских мощностей был довольно низкий. Тем немногим, кто занимался этим, было проще решить проблему за счет иностранных производителей. Сейчас ситуация изменилась, но разогнать промышленность до нужного темпа — это процесс, требующий времени», — подчеркнули в Simetra.
Из-за сокращения маршрутов и числа транспортных средств снижается и емкость инфраструктуры: количество используемых линий трамвая за год снизилось с 92,7% до 87,6%, а контактной сети троллейбуса — с 83,7% до 79,9%.
Столь стремительное сокращение количества маршрутов может привести к «общей деградации» местных транспортных систем, заключили в Simetra.
Более 6 миллионов россиян стали невыездными из-за долгов, но слесарями работать не идут
6,5 млн россиян по данным на начало 2024 года были невыездными из-за просроченных долгов перед банками, микрофинансовыми компаниями (МФО), а также по штрафам, коммунальным платежам и алиментам, следует из свежей статистики ФССП.
За прошлый год их число подскочило на 43% — рекордно за три года. В общей сложности приставы направили пограничной службе ФСБ на 14,4% больше постановлений об ограничении выезда, чем в 2022 году.
«Интенсивность применения ФССП временного ограничения на выезд должников из России неуклонно растет. Если в 2022 году данная мера применялась к каждому пятому возбужденному в том году исполнительному производству, то в 2023-м — уже к каждому четвертому», — отмечает партнер юридической компании «Джи Ар Менеджмент» Сергей Новиков.
По закону, ограничить выезд приставы могут при непогашенном долге на сумму от 30 тыс. руб., а в случае с алиментами и обязательствами по возмещению вреда это лишь 10 тыс.
«Интенсивность применения ФССП временного ограничения на выезд должников из России неуклонно растет.» А куда должники выезжать собрались? Денег у некоторых с трудом хватает на дорожающую квартплату и от Родины не сбежишь…
Подписано изменение к Закону «О погребении и похоронном деле». Суть — граждане смогут выбрать, что они хотят: получить бесплатное захоронение родственника за счет государства по гарантированному перечню или получить соцпособие за организацию похорон (целых 7793 рубля сейчас). Вступает в силу с 1 января 2024 года. Но система получения пособий начнет действовать только с 2025 года.