«Неудобство может превратиться в проблему»: Россия теряет часть топливного экспорта после ударов Украины по НПЗ
Налеты украинских беспилотников, которые в январе по меньшей мере шесть атаковали объекты нефтегазовой инфраструктуры России, ударили по экспорту крупных нефтяных компаний.
По итогам первого месяца 2024 года российские нефтяники сократили вывоз за рубеж бензина на 37%, отчиталось Минэнерго РФ. Продажи дизельного топлива — крупнейшей статьи экспорта нефтепродуктов — схлопнулись на 23%. Сокращение экспорта стало результатом «внеплановых ремонтов» на нефтеперерабатывающих заводах и необходимости снабжать внутренний рынок, объяснили в ведомстве.
География ударов в январе весьма обширна, о них можно узнать в телеграм-каналах губернаторов и даже по федеральному ТВ:
- В середине января украинские дроны атаковали нефтяной терминал в Ленинградской области.
- Губернатор Брянской области рассказал об атаке на принадлежащую «Роснефти» нефтебазу в Брянской области.
- 21 января нанесли удар по терминалу «Новатэка» в Усть-Луге — одном из крупнейших российских портов на Балтийском море.
- 25 января БПЛА поразили Туапсинский НПЗ «Роснефти» — единственный на черноморском побережье России и входящий в топ-10 крупнейших в стране. На заводе, который ежегодно перерабатывает почти 10 млн тонн нефти, сгорела вакуумная установка, из-за чего производство пришлось остановить.
- 29 января в Ярославле беспилотник самолетного типа упал на НПЗ «Славнефть-ЯНОС».
Минэнерго заверяет, что проблем со снабжением внутреннего рынка нет и не будет: отгрузки бензина в январе увеличились на 7%, а дизельного топлива — на 17%. Кроме того, сформированы запасы: по автомобильным бензинам — 1,9 миллиона тонн, по дизельному топливу — 3,9 миллиона тонн, подчеркивает ведомство.
Если атаки продолжатся с нынешней интенсивностью, «неудобство может превратиться в проблему», считает приглашенный научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Сергей Вакуленко. Он отметил критическую значимость НПЗ: «автомобили и грузовики, трактора и комбайны, танки и корабли, гражданские и военные самолеты надо заправлять бензином, дизтопливом и керосином, а не сырой нефтью».
По словам Вакуленко, из-за санкций ремонт оборудования, вышедшего из строя в результате атак, потребует куда больше времени и сил, что может снизить способность России обеспечивать армию и критически важные отрасли.
Больше четверти европейской территории России оказалось в зоне поражения украинских дронов
Более миллиона квадратных километров территории России в настоящее время находится в зоне, уязвимой для украинских беспилотников, подсчитала «Верстка». Эта территория увеличилась по сравнению с сентябрем 2023 года, когда она составляла менее 700 тысяч квадратных километров, и теперь занимает более четверти европейской части России.
В числе городов, которые оказались под угрозой, значатся такие крупные населенные пункты, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Ярославль.
В конце сентября 2023 года дрон-камикадзе впервые достиг города Сочи, проникнув в резервуар с топливом на базе «Роснефти». Этот инцидент послужил отправной точкой для серии атак на различные объекты в пределах Российской Федерации.
В зоне поражения оказались города, удаленные от границы с Украиной на сотни километров. Например, 31 января беспилотники добрались до города Кстово в Нижегородской области, который находится примерно в 800 километрах от ближайшей точки соприкосновения.
Удары дронами по промышленным объектам считаются тактикой Залужного
Россия имеет все преимущества против Украины: она способна послать на фронт больше людей, в командной экономике производится больше оружия, тогда как украинскому ВПК мешает бюрократия, а западные союзники Киева сокращают поддержку из-за политических и производственных проблем, пишет в колонке для CNN украинский главком (экс-главком?) Валерий Залужный.
Новые военные технологии, прежде всего беспилотные боевые системы, такие как дроны, — главный козырь, которым Украина может побить Россию, утверждает генерал. Наряду с другими видами современного оружия они «дают Украине наилучшую возможность не быть втянутой в позиционную войну, где у нас нет преимуществ». Разработку и применение «целого арсенала (относительно) дешевых, современных и высокоэффективных беспилотных аппаратов и других технологических средств» генерал называет «приоритетом номер один».
Применение беспилотников «открывает возможность нанесения внезапных массированных ударов по объектам критической инфраструктуры и узлам связи без применения дорогостоящих ракет или пилотируемых самолетов», пишет Залужный. Из этого можно сделать вывод, что сами собой атаки не прекратятся.
Интересно, что наращивание интенсивности беспилотных атак удаленных от линии фронта объектов началось после урезания финансовой помощи Украине со стороны США. Видимо, их отсутствие входило в перечень негласных условий оказания поддержки заокеанским партнером, в то время как Европе все равно, куда летят украинские дроны.