«Пятая экономика мира» оказалась на последнем месте в Европе. Сюрпризы рейтинга качества жизни
Можно открыть еще 100 месторождений нефти, газа, алмазов и золота, нарастить ВВП и с большим апломбом провозгласить себя уже не пятой, а третьей экономикой мира. Взять третье место сразу после США и Китая. Но 9 из 10 жителей никаких выгод от этого не почувствуют, пока не вырастет их уровень и качество жизни.
Когда кошелек полон, магазинные витрины ломятся от изобилия доступных и качественных товаров, в экономические достижения веришь охотнее. А если из двора не выехать из-за неубранного снега, батареи в квартире то и дело подозрительно булькают, норовя отключиться, а на еде приходится экономить — над перлами типа «пятая экономика мира» можно лишь грустно усмехнуться.
В этом году я с большим нетерпением ждал публикации данных пересчета ключевых индексов Numbeo.
И рейтинг действительно преподнес несколько сюрпризов
Точку в споре, что нужно для высокого качества жизни — всего лишь много денег или крутая диверсифицированная инновационая экономика — можно считать поставленной. Люксембург укрепился на лидерских позициях, сместив промышленно и технологически развитые страны. В 2022 году герцогство болталось на 14 месте с показателем 173,6, а с лета прошлого года возглавляет рейтинг. Январский уровень — 207,7.
Вторым сюрпризом стала Швейцария. Эта страна практически всегда находилась в топ-3 по качеству жизни, а в 2024 году не вошла даже в топ-5. У швейцарцев 6 место (индекс 185,3).
Неожиданным оказалось и то, что в топ-10 оказалось 9 европейских стран. По убыванию значения индекса:
- Люксембург,
- Нидерланды,
- Исландия,
- Дания,
- Финляндия,
- Швейцария,
- Норвегия,
- Австрия,
- Эстония.
Австралийский и новозеландский социализм оказались бессильны против европейского капитализма с человеческим лицом. У Новой Зеландии 162,3 и 23 место, у Австралии — 160,9, 24 место.
Единственная не европейская страна в десятке лучших — Оман. Султанат зарабатывает на экспорте нефти и щедро делится прибылью с населением. Местные там практически не работают, на оманцев трудятся приезжие. Оман интересен активными процессами урбанизации: по состоянию на 2021 год 87% населения там проживает в городах. Это немаловажный аспект в контексте качества жизни — город всегда означает более комфортную среду и более доступные услуги.
Качество жизни в США продолжает снижаться. В 2014 году страна занимала 2 место в мире, пропуская вперед лишь Швейцарию. В 2024 о былом комфорте можно только вспоминать: индекс просел до 168,8. Это 17 место в мире, между Хорватией и Катаром.
Колоссальные успехи делает Китай. За 10 лет показатель индекса качества жизни вырос с 30,3 в 2014 до 110,5 в 2024 году. Поднебесная заняла 61 место в мире.
Карта мира, где страны окрашены в соответствии с показателем индекса качества жизни, по состоянию на январь 2024 года выглядит так:
У меня были обоснованные опасения, что показатели России ухудшатся
Индекс качества жизни строится на данных за последние 2-3 года, и я предполагал, что прошлогодний скачок инфляции скажется на покупательной способности, что в свою очередь снизит числовое значение индекса.
Этого не произошло: последние годы Россия растет не так активно, но все же не падает. Впрочем, в Европе нам падать некуда — у нас последнее место на континенте. А в мире мы заняли 67 место из 84 стран. Уровень Колумбии, Кении и Пакистана.
Для понимания динамики собрал данные январских значений индекса качества жизни в нашей стране за последние 10 лет:
- 2014 — 16,5
- 2015 — 28,4
- 2016 — 88,3
- 2017 — 85,9
- 2018 — 103,3
- 2019 — 104,9
- 2020 — 102,3
- 2021 — 101,7
- 2022 — 103,3
- 2023 — 103
- 2024 — 105
Почему же тогда такие унылые результаты?
Ведь рост налицо, спросите вы. Скакнуть с 16 на 105 — это же круто! Дело в том, что индекс подразумевает сравнительную оценку. Мир не стоит на месте, другие страны развиваются более динамично. Как говорится, нужно быстро-быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте.
Самый главный субиндекс, из-за которого мы проигрываем всем европейским странам включая постсоветские — индекс доступности жилья. Наши квадратные метры стоят настолько дорого, что средней семье нужно копить деньги 16,2 года, чтобы купить простенькую трехкомнатную квартиру. Если бы мы укладывались в 7 лет, как Голландия, Дания или Испания, о позорном последнем месте в Европе можно было бы забыть. Мы бы сразу поднялись минимум на 10-12 строчек в списке из 36 европейских стран. Интересно, что такая же проблема наблюдается в Китае. Если бы жилье не подводило, Китай бы уже половину Европы обошел.
Вторая причина — низкая покупательная способность зарплат. При сравнительно невысоких ценах на продукты питания, товары народного потребления, услуги транспорта и ЖКХ наши доходы настолько малы, что мы по этому показателю обгоняем только Белоруссию, Сербию, Македонию и Украину.
Я слышал о цели догнать по покупательной способности Португалию — это вполне реально. Но не потому, что мы вдруг разбогатеем и вырвемся в лидеры, а в силу традиционно высокой бедности в этой теплой стране. У нас покупательная способность 41,7 (5 место с конца), у португальцев — 47 (8 место).