Увязли в долгах: 5 стран Европы, которые назанимали больше, чем весь их народ производит за год
Посчитал, через сколько лет мы догоним по долгам американцев. А в Европе таких стран с каждым годом становится всё больше. Красиво жить — наращивать или хотя бы не допускать падения благосостояния населения, строить дороги и мосты, развивать социальные службы — хотят все. А деньги на подобные траты есть далеко не всегда.
Когда государству не хватает денег на выполнение социальных обязательств, реализацию инфраструктурных проектов, поддержку признанных стратегически значимыми отраслей и компаний, оно занимает деньги. На внешнем рынке, через продажу облигаций иностранным инвесторам, и на внутреннем, привлекая деньги компаний и населения.
Россия тоже этим пользуется, но не так активно, как могла бы
Наш государственный долг в процентах от ВВП — всего 17,2%. Судя по заявлениям из Минфина и ЦБ, его будут активно наращивать в следующем году, чтобы закрыть бюджетный дефицит, не прибегая к более жестким и непопулярным мерам.
Полагаю, на вопрос, что лучше — продать побольше ОФЗ, поднять налоги или девальвировать рубль — каждый из нас сделает выбор в пользу заимствований. Пока госдолг мал, его обслуживание не напрягает бюджет и не несет никаких повышенных рисков для российского народа.
Самые осторожные скажут: лиха беда начало! Стоит только начать рассчитывать на заемные средства, остановиться будет уже нельзя. И будет наше государство как американское, должно и своему народу, и всему миру. И в других странах будут наш счетчик долгов показывать, как в цирке клоунов:
Таких счетчиков американского госдолга довольно много не только в России. За ситуацией следят и в других странах. Американский госдолг колоссален по цифре, уже почти 34 триллиона долларов. Но по доле от ВВП впечатляет куда меньше, чем заимствования японцев или некоторых европейцев — всего 129% от валового продукта.
На 111,8% больше, чем у нас. То есть если мы будем дополнительно занимать по 1% от ВВП в год, Штаты догоним только в 2135 году. Если по 2% — к 2080-му году. Если по 3% — в 2060 году достигнем объема в 129% от ВВП.
В стране, где у большинства людей горизонт планирования составляет максимум 5 лет, а чаще в пределах полугода, 2060-й далёк, как Альфа Центавра. Так что пусть правительство занимает, если есть желающие его ссужать — при сохранении ВВП на текущем уровне прибавка долга на 8-10 триллионов рублей в 2024 году, о которой шепчутся в кулуарах, никаких избыточных рисков не несет.
Особенно когда у нас перед глазами пример Европы
Там уже 5 стран перевалили даже не за 100, а за 110% от ВВП по государственному долгу. Интересно, что все эти страны входят в еврозону, то есть отказались от своих национальных валют и следуют курсу Европейского Центрального Банка.
Я даже не буду в этот раз Маастрихтские соглашения вспоминать, согласно которым госдолг не должен превышать 60% от ВВП. Их уже давно внутри ЕС не соблюдают, а используют лишь для отфутболивания новичков. Пока страны, мечтающие влиться в «дружную европейскую семью», отказывают себе в экономическом развитии в силу необходимости контроля над госдолгом, старички Европы шикуют на полную катушку.
5 место — Испания, госдолг 111,6% от ВВП
Высокая безработица, за которой виден плохой приток инвестиций (11,84%). Стабильно дефицитный бюджет (4,7% от ВВП минусом), хроническая нехватка денег. Низкая производительность труда, отставание в области науки и инноваций. Слабая банковская система — непрозрачная, с активами не лучшего качества. А тут еще население стареет, подрывая все позитивные прогнозы экономического роста…
Испания влезла в долги вынужденно, пытаясь минимизировать ущерб от приведенных выше компонент внутрииспанского кризиса. Помогло? Пока не заметно.
4 место — Франция, 111,8%
Экономика Франции долгое время была для Евросоюза одной из локомотивных, но теперь гигант сдувается. Научный потенциал исчерпан, никаких значимых инноваций страна миру за последние лет 10 не дала.
Население вместе с бизнесом жалуются на непомерно высокую социальную нагрузку на зарплаты — совокупная ставка соцстрахования во Франции составляет 68% (для сравнения: у нас 30%, у американцев 15,3%). О какой экономической конкурентоспособности можно говорить? Остается занимать, пока дают, и надеяться, что мир вдруг перевернется.
Французы долго терпеть не будут, это не россияне с китайцами. Не думаю, что в 2024 году что-то крупное начнется, но в перспективе ближайших 10 лет новую Великую французскую революцию не исключаю. Особенно если появится новый молодой Робеспьер, красноречивый и способный на жесткие действия.
3 место — Португалия, 112,4%
Эта страна никогда не жила богато. Пока в ЕС не влились страны Восточной Европы, она всегда была в конце рейтингов сообщества по ключевым социальным показателям. Но пришли болгары, румыны и прочие младоевропейцы, и Португалия из отстающих превратилась в бодрого середнячка ЕС.
Отличительная особенность Португалии — стремление жить по средствам. Там не раздувают бюджетные расходы в надежде покрыть их заимствованиями или дотациями. Текущий дефицит бюджета — всего 0,3% от ВВП (для сравнения: у Франции 4,8%, у Венгрии 6,2%).
2 место — Италия, 141,7%
Часть итальянцев наивно надеялась, что стоит только прийти радикалам-реформирстам к власти, как беды Италии закончатся. Не тут-то было: Джорджа Мелони уже год как руководит итальянским правительством, а ни одной причины экономического кризиса в стране не устранено. Скорее, добавилась новая — из просто дефицитного бюджет Италии превратился в дико-дефицитный, аж 8% минусом (от ВВП).
Часть регионов в упадке, бюрократия все такая же тяжелая, по демографии никаких позитивных подвижек нет, коррупция никуда не делась. Отсюда отсутствие видимого экономического роста, высокая безработица (7,8%), низкая продуктивность бизнеса, недовольное население. Будет ли Мелони наращивать госдолг дальше? Однозначно, да.
1 место, лидер Европы — Греция, 172,6%
Этой стране можно лишь посочувствовать. Пожалуй, это единственный пример, когда не стоило вступать в Евросоюз, а нужно было ограничиться торговыми соглашениями, как сделала Швейцария. Впрочем, высокий уровень социального и имущественного неравенства, неэффективное госуправление, слабую диверсификацию экономики и обвал рождаемости не ЕС грекам принес. Все это они сделали сами.