«Европа погрязла в рецессии» — разбор. Нашел там лишь одну страну, которую можно назвать «погрязшей»
Когда я читаю радостные посты об экономическом кризисе в Европе, всегда удивляюсь: откуда люди черпают данные и чему вообще радуются? Несмотря на ухудшение отношений с ЕС, европейское сообщество было и остается нашим крупным соседом. И экономики наши до сих пор тесно связаны. Потому что Европа — это не только пропавший рынок газа, но и поставки в нашу страну лекарств, оборудования, корма для животных, незаменимой продукции для сельскохозяйственного и обрабатывающего секторов. Китай велик, но найти в нем можно далеко не всё.
В Рунете пишут — Европа погрязла в рецессии
Рецессия в экономике — это сокращение валового продукта относительно предыдущих периодов. Отрицательный рост, как модно говорить. Если спад продолжается два квартала подряд, экономисты констатируют рецессию.
Но… это просто слово. А смотреть всегда нужно на конкретные цифры. Например, берем динамику роста ВВП еврозоны:
Где рецессия? Двух кварталов снижения ВВП подряд я не вижу. Технически никакой рецессии нет. Смотрим на конкретные цифры и видим, что средний квартальный прирост за последние 4 квартала равен нулю (-0,1+0,1+0,1-0,1). Ситуация в экономике, когда валовый продукт застыл на одном уровне, показывая незначительные колебания от квартала к кварталу, называется стагнация. Проще говоря — застой. Ничего хорошего, но и не критично.
По экономическим последствиям стагнация немного похожа на рецессию, но они менее выраженные. Во время рецессии возможны:
- Высокая безработица. Падают доходы населения, снижается потребительский спрос, сокращаются избыточные рабочие места — и так по спирали.
- Отсутствие инвестиционной и деловой активности. Доходы компаний в периоды рецессии падают, что заставляет откладывать планы по расширению бизнеса. В лучшем случае предприниматели выжидают, в худшем — сворачиваются.
- Снижение налоговых поступлений в бюджеты. От банального НДС, где сборы снижаются из-за упадка потребления, заканчивая налогами на прибыль предприятий и сборами в казну социальных фондов из-за снижения объема фонда оплаты труда. В слабых странах в периоды рецессий возможны сложности с обслуживанием государственного долга.
- Активы дешевеют. Все последние рецессии сопровождались падениями фондового рынка. Некоторые инвестиционные фонды, использующие агрессивные стратегии, отлично на этом зарабатывают — ждут, пока стоимость компаний упадет, и выкупают под перепродажу или дробление. Отдельные фонды, типа Блэкрока, за это вполне заслуженно называют «стервятниками», а то и «мародерами».
- Сокращение потребления. Наибольшее значение имеют крупные покупки — в периоды экономических спадов люди вяло покупают недвижимость и автомобили, реже оформляют крупные кредиты, объемы продаж снижаются, целые сектора могут замереть.
В сумме эти и другие факторы приводят одновременно и к ухудшению финансового положения государства, и к снижению уровня жизни населения. Видим ли мы что-то подобное в Европе? Я — нет. Например, с января по сентябрь 2023 года в ЕС зарегистрировано на 16,9% больше автомобилей, чем за такой же период прошлого года. Если в штуках, то 7,9 млн авто. И в лидерах продаж не китайский транспорт и не местная «дешевка», а Volkswagen, Toyota и Mercedes. Погрязли в рецессии? Не, не слышали.
По недвижимости есть тревожный тренд — цены на жилье в 2023 году растут медленнее, чем стоимость аренды. Обычно было наоборот. Но если брать долгосрочную статистику, становится очевидно, что на съем жилья идет догоняющий рост. С 2010 по 2022 год расходы на аренду в целом по Евросоюзу выросли на 20%, а жилье подорожало на 46%. Пока это никак не характеризует изменение уровня жизни на континенте.
Но погрязшая в рецессии страна в Европе все-таки есть
Уместность глагола «погрязнуть» применительно к рецессии можно оценивать по длительности экономического спада. Два квартала — ерунда. Год — рецессия укоренилась. Больше года — слово погрязла вполне уместно, из таких рецессий небольшим странам своими силами выбраться сложно.
Половина континента стагнирует, это факт. С технической рецессией в Европе живет уже довольно много стран — Норвегия, Нидерланды, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия и ряд других.
В Ирландии рецессия укоренилась — экономический спад продолжается 4 квартала подряд. За год ВВП страны сократился на 5,8%, при этом плохая динамика одновременно и по импорту, и по экспорту. Но на уровне жизни простых ирландцев это пока не отразилось — негативной динамики по потреблению не вижу.
Погрязла в рецессии в Европе всего одна страна — Эстония. Спад валового продукта фиксируется уже 7 кварталов подряд, почти 2 года:
На графике хорошо видно, что проблемы в экономике страны начались еще в 2021 году. Эстонские экономисты пишут, что в 2024 году ситуация выправится, а Эстония удивит Европу высокими темпами роста. В прошлом году говорили абсолютно то же самое касательно 2023-го, но заклинания не сработали. С большим интересом понаблюдаю, как Эстония будет выпутываться из этого коллапса и кто ей будет помогать.