ЦБ признал, что сделать рубль валютой расчетов за импорт не удалось
Использование рубля во внешнеторговых расчетах, которым так гордятся российские власти, по-прежнему не имеет смысла, кроме уклонения от санкционного риска. За пределами России рубли практически никому не нужны, признал Центробанк.
Доля рубля в оплате российского экспорта, по данным ЦБ, выросла с 10–15% перед СВО до более 40%. В импорте она почти не изменилась и с начала 2022 года колеблется около 30% (31,4% в сентябре).
«Роль офшорного рынка рубля возрастает, но пока остается ограниченной», – пишет регулятор в обзоре рыночных рисков.
Доля «токсичных» долларов, евро и других валют в расчетах снижается в пользу рубля и юаня, но рублей за границей от этого больше не становится.
«Объем средств иностранных банков на корсчетах и депозитах в российских кредитных организациях в рублях достаточно стабилен в течение последнего года и на 1 октября составлял около 0,5 трлн руб.», – говорится в обзоре.
Разница лишь в том, что доля банков из «дружественных» стран повысилась до 75%, отметила директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова. Не изменились и обороты по рублевым корсчетам иностранных банков: 8 трлн руб. за месяц (доля «дружественных» стран и тут выросла – до 55%).
Получив за свою продукцию рубли, иностранные компании избавляются от них, покупая валюту – причем в России. Это оказывает дополнительное давление на курс рубля, провоцируя обесценивание национальной валюты.