«Нет денег — не езди, ходи пешком». С такими депутатами у нас никогда не будет социального государства
Когда голосовать зовут, вроде все кажутся нормальными, достойными и порядочными людьми. О правах бабушек и дедушек на достойную пенсию заботятся. Трудящимся обещают рост зарплат и улучшение условий работы. Женщин рожать призывают, суля высокие пособия и прочую помощь от государства.
Но у некоторых уникумов по факту избрания риторика меняется. Забывают, кто их выбрал и с какой целью.
А цель у нас записана в Конституции, статья 7, пункт 1:
Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Достойная жизнь не подразумевает высокие размеры заработных плат и пенсий. Это скорее про достаточность доходов населения на покрытие базовых потребностей — в продуктах, крыше над головой, образовании, медицине, транспорте.
Транспорт — базовая потребность человека
В развитых экономиках эта потребность закрыта наличием собственного авто в каждом домозохяйстве. Например, в США 91,7% семей имеют как минимум один автомобиль, а 59,2% семей — два и более транспортных средства на домохозяйство.
Россия пока на такой уровень владения личными автомобилями не вышла. И в провинции, и в столице людям приходится надеяться на общественный транспорт, от трамваев до метро. Покупать проездные или платить за проезд разово, по необходимости.
Знакомьтесь, это депутат Колесников:
На заседании екатеринбургской думы он объяснил коллегам, как при капитализме работает экономика:
— Мы живем в капитализме. Мы почему не поднимаем стоимость проезда на транспорте? Чего мы боимся? Не нравится, денег нет — не езди, ходи пешком! Ну не выживет по-другому транспортная отрасль!
Колесников понимает, что озвучивает непопулярные меры, и пытается обосновать их отсылками к законам экономики, вышло весьма экспрессивно:
— Билет должен стоить денег! Почему нет водителей? Им зарплату надо поднять нормальную! А зарплата из чего? Из стоимости на билет! По-другому экономика не работает при капитализме!
Кто такой Александр Колесников, в Екатеринбурге знают все. Он предприниматель в одной из самых удобных в плане стабильности заработка сфер — коммунальных услугах. Чистая прибыль управляющей компании РЭМП, которой руководит Колесников, в 2022 году составила 65 млн рублей (при выручке 2,4 млрд). В 2021 году он подал декларацию на 31 млн рублей дохода — по 2,6 млн рублей в месяц. С таким доходом абсолютно все равно, 35 рублей стоит проезд, 350 или 3500.
Сколько стоит проезд при капитализме?
Есть в базе данных Numbeo — сервиса оценки и сравнения уровня жизни в разных странах — сводный рейтинг стоимости цен на проезд на местном транспорте в среднем по стране. Чем зеленее, тем дешевле:
У нас свое топливо, свои ресурсы, свои нефтедобыча и нефтепереработка, трамваи и автобусы мы тоже сами производим. Но в список стран с самым дешевым проездом на общественном транспорте Россия не входит.
У нас в среднем 35 рублей одна поездка стоит. Для сравнения несколько других стран, где уровень жизни населения примерно как в России:
- 17 рублей — Казахстан,
- 18 рублей — Аргентина,
- 22 рубля — Иран,
- 23 рубля — Белоруссия
- 25 рублей — Вьетнам.
Из 98 окрашенных на карте стран Россия на 76 месте. В Пакистане, Индии, Армении, Азербайджане дешевле — у них капитализм что, как-то иначе работает?
Пора уже понять и принять: общественный транспорт — отрасль дотационная. Как и дороги — артерии, связывающие воедино отдельные части нашей необъятной родины, отдельные районы наших городов. Бюджет должен позаботиться и о дорогах, и о том, чтоб в автобусных и трамвайных парках было достаточно водителей. И о том, чтобы стоимость поездки была доступна основной массе населения, включая получателей невысоких зарплат и пенсий. Потому что именно так работает социальное государство — страна, существующая в интересах живущего в ней народа.
Знаете, куда бы я Колесникова отправил? На «Почту России» поработать. Там бы он узнал, и каково выживать на половину минимальной ставки, когда чистыми на руки хорошо если тысяч 7 дадут, и каково ногами ходить. И сколько проезд стоит, и как выбирать приходится — морковки купить или до работы на трамвае добраться.
Другим депутатам тоже не помешало бы для профилактики: будучи отрезанными от социума миллионными доходами, дверцами дорогих машин и высокими заборами поместий, они вряд ли смогут построить для нас социальное государство.