Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

В России начались проблемы с деталями для ремонта нефтеперерабатывающих заводов

Нефть и нефтепереработка

Одна из крупнейших отраслей российской промышленности с годовой выручкой, сравнимой с ВВП небольшой европейской страны, оказалась на грани технологического кризиса. Нефтеперарабатывающие заводы, которые обеспечивают почти 20% промышленного выпуска в стране, исчерпали запасы импортных деталей и комплектующих, поставки которых были перерезаны санкциями.

На 80% зависимые от иностранных технологий российские НПЗ готовятся перейти неоригинальные запчасти, в том числе кустарного производства — сделанные методом «обратного инжиниринга». Как сообщают «Известия», этот вопрос нефтяные компании прорабатывают с Минэнерго и Минпромторгом.

Чтобы решить проблему, правительство РФ может смягчить требования к ремонту НПЗ, который действующие нормы разрешают проводить только с использованием оригинальных запчастей. Нефтяники еще в прошлом году просили правительство пересмотреть правила, но власти медлили, ссылаясь на риски производственной безопасности и повышения аварийности, рассказал источник «Известий» в отрасли.

Впрочем, дальше тянуть, похоже, уже нельзя. Первое время у компаний еще был запас иностранных комплектующих, но за год-полтора после введения санкций он закончился, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. По его словам, дефицит деталей может привести к усугублению топливного кризиса, который возник в России летом, когда с заправок и нефтебаз начали исчезать дизельное топливо и основные марки бензина.

Сами НПЗ открыто не заявляли о нехватке запчастей, но в 2023 году было несколько внеплановых остановок работы ряда НПЗ, в том числе крупнейшего на юге России — Астраханского, пишет МТ. «Поэтому есть высокая вероятность того, что у них действительно наблюдался дефицит <…> комплектующих», — указывает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Конструкторской документации к иностранным деталям у российских компаний нет, напоминает ответственный секретарь комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП Дмитрий Полохин. «Чтобы произвести отечественные комплектующие и запчасти, необходимо ее заново разрабатывать. Отсюда и вытекает так называемый механизм обратного инжиниринга», — поясняет он.

Поправки к постановлению правительства, которые готовятся в настоящий момент, позволят легализовать эту практику. Использование неоригинальных запасных частей нужно для «обеспечения безопасной и бесперебойной эксплуатации импортного оборудования на предприятиях нефтегазового комплекса», заявил представитель Минэнерго.

Некоторые НПЗ продолжают закупать «запрещенку», но это требует сложных логистических схем, рассказывает Гусев. К тому же доставка по параллельному импорту может затягиваться, говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Сложности у нефтяников уже привели к проблемам по всей экономике: в начале осени на рынке возник дефицит бензина и дизеля, причем наиболее острый — в южных сельскохозяйственных регионах, где проходила уборочная кампания. Власти отреагировали запретом на вывоз нефтепродуктов на экспорт, который действовал с 21 сентября до 17 ноября.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *