Еда стала главной статьей расходов почти у половины россиян. Ритейлеры жалуются на поставщиков за рост цен на продукты
Половина работающих россиян тратят большую часть зарплаты на покупку еды, а еще треть — на жилье. Это показал опрос онлайн-сервиса по поиску работы hh, результаты которого публикуют «Известия». Согласно исследованию, покупка еды стала самой большой статьей расходов у 47% россиян. При этом в некоторых регионах показатель оказался выше: в Хабаровском крае — 57%, а в Ярославской и Новосибирской областях — по 54%.
Также 34% россиян назвали среди самых больших трат расходы на жилье, которое они арендуют или взяли в ипотеку. Больше всего таких граждан в Ханты-Мансийском АО (44%), а меньше всего — в Саратовской области (20%). Еще 30% рассказали, что тратят существенную часть зарплаты на коммунальные услуги, 33% — на выплату кредитов (не ипотечных), 15% — на детей, 11% — на транспорт и/или автомобиль, 8% — на лечение и лекарства, 7% — на досуг и отдых, 6% — на одежду и обувь.
Реже всего в число наиболее крупных статей расходов у россиян входят образование (5%), уход за собой (4%), а также связь, телевидение и интернет (1%). Ранее исследование hh показало, что 45% россиян в 2023 году перестало хватить зарплаты на жизнь. Еще в 2021 году доля таковых составляла 25%. Также 36% россиян сообщили, что зарплата покрывает только основные их нужды. Тех, кому зарплата позволяет покупать все необходимое, в 2023 году оказалось 20%, хотя два года назад их было 36%.
Недовольные зарплатой участники исследования также оценили, какой суммы им не хватает для покрытия основных потребностей. Из них 21% назвали 15 тыс. руб. в месяц, 23% — до 20 тыс. руб., а большинству — 56% — не хватает более 20 тыс. руб. в месяц.
Первая крупная торговая сеть пригрозила пожаловаться властям на поставщиков из-за повышения цен
Торговая сеть «Ашан» попросила поставщиков не повышать цены до конца 2023 года и пригрозила в противном случае обратиться к регуляторам, пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо ретейлера и собеседников среди производителей.
В письме поставщикам, которое ранее появилось в отраслевом телеграм-канале «Околоритейл», «Ашан» отметил «непрекращающиеся тенденции роста цен», которые наблюдаются во всех сегментах. Несмотря на то, что по отдельным позициям сеть находит повышение обоснованным, ретейлер напомнил о позиции Минпромторга и ФАС, которые неоднократно подчеркивали важность сдерживания инфляции.
В связи с этим «Ашан» отказался до 31 декабря повышать цены на товары, поставки которых согласованы, а при «настойчивом желании повысить цены и такой возможности у партнера в договоре» пообещал сообщить об этом регуляторам. Комментируя письмо «Коммерсанту», в «Auchan Россия» заявили, что сеть предлагает поставщикам «приложить совместные усилия для сдерживания роста цен в преддверии новогодних праздников».
«Ашан» фактически предложил поставщикам за свой счет сдерживать цены, говорит исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. По его словам, обычно поставщики повышают цены в несколько этапов, не компенсируя одним разом рост всех затрат. При этом сам ретейлер не предложил сократить свою маржу для сдерживания инфляции, подчеркнул Поповичев. Один из источников среди производителей продуктов уточнил, что при отказе от повышения цен поставщики могут сократить скидки.
Обвальное падение курса рубля, коллапс на топливном рынке и кризис с производством мяса разожгли в российской экономике инфляционный пожар с фронтальным ростом цен на самые востребованные у потребителей продукты еще в сентябре. Пока обуздать продовольственную инфляцию не удалось.