Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Сколько будет стоить нефть, если Иран перекроет Ормузский пролив? 39 километров, от которых зависит весь мир

Ормузский пролив закрыт

Всегда мечтал увидеть, что же произойдет, если Иран перестанет пропускать нефть через Ормузский пролив? Интерес мой, разумеется, чисто академический.

Я был уверен, что в 21 веке человечество обязательно научится договариваться на основе интеллекта, а не размахиваний разнообразными палками. Но увы, люди остались такими же, как 100 или 200 лет назад. И риск перекрытия главной нефтяной артерии планеты уже рассматривают не как гипотетический, а как вполне реальный. А часть экспертом — и вовсе как неизбежный.

Ормузский пролив — стратегически важное место

Есть потребности экономики и интересы политики. Но против географии, как известно, не попрешь. Это Советский Союз когда-то умел разворачивать реки; другие же подстраиваются под имеющееся направление потока и обращают свои логистические преимущества в золото или полновесный доллар.

Ормузский пролив на карте

Географически Ормузский пролив контролируют 3 страны — Арабские Эмираты и Оман на юге, Иран на севере. Оман экономически слишком мал, чтоб на что-то повлиять. ОАЭ во главу угла ставят бизнес и крайне редко в новейшей истории делали что-то, что противоречит доктрине набивания кошелька. А вот Иран — загадка для западного мозга. Там экономические интересы приносят в жертву идеологическим установкам; примерно как это было в СССР, только в другом контексте и с другими целями.

Страна не идет на поводу у внешних сил и способна на резкие непредсказуемые действия. По западной логике, Иран может закрыть пролив из-за обострения конфликта с Израилем. А в частных беседах эксперты по Ближнему Востоку признают:

— Мы не знаем, когда и зачем он это сделает. Он может сделать это просто потому, что может.

Как у Портоса, помните? «Я дерусь, просто потому что я дерусь».

Ормузский пролив — крошечное место в масштабах планеты. Его длина всего 167 км. Ширина — от 39 до 96 километров. Вот так выглядят со спутника узкие места:

Ормузский пролив со спутника

Чтобы закрыть 39 километров пролива, ресурсов Ирана более чем достаточно. При желании он может перекрыть пролив в двух местах, отметил стрелками.

Сколько нефти идет через пролив?

Есть разные оценки. Максимальная, которую видел — 30% суточного нефтяного трафика проходит через Ормузский пролив. Более адекватными мне кажутся расчеты EIA, сделанные на реальных отгрузках 2018 года. По ним выходит, что средний ежедневный объем нефти и нефтепродуктов, перевозимых по проливу, составляет 21 млн баррелей в сутки. На тот момент это было эквивалентно 21% мирового суточного потребления.

Каждый пятый баррель. Представим, что пролив закрыт и поставок нет. Значит, пятая часть спроса не будет удовлетворена, начнут останавливаться предприятия, а энергокризис 2022-го года покажется детским утренником.

И пропадет не только нефть! Через пролив возят черное золото не только в сыром виде. Это и конденсат, и продукты нефтепереработки. Да и СПГ танкерами из Катара идет тоже через пролив.

Если оценивать потенциально выпадающий объем не от спроса, а от мировой торговли, цифры выйдут еще более впечатляющие! Под данным того же EIA за тот же 2018 год, через Ормузский пролив идет треть всей мировой торговли нефтью и больше четверти — сжиженным природным газом.

Альтернативные маршруты

Часто пишут, что их нет, но они есть. Просто они даже близко не покрывают перевалочную ёмкость пролива и не охватывают всех производителей нефти Ближнего Востока. Из оценочных 21 млн баррелей в день на других логистических принципах можно отгрузить от силы 6-7 млн баррелей. 

Свои трубопроводы, по которым можно гнать нефть потребителям, есть только у Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов. Теоретически, можно паковать нефть во флекситанки (мягкие контейнеры) и возить по суше.

Роснефть закачивает лишнюю нефть во флекситанки

Но такая логистика увеличит издержки даже не кратно, а на порядок. При стоимости барреля стабильно ниже 100 долларов никто такой ерундой заниматься не будет. Но я не исключаю флекситанковый вариант стабилизации отгрузок, если пролив все-таки будет закрыт и цены вырастут.

На сколько могут вырасти цены?

Прогнозы о том, сколько будет стоить нефть при закрытом Ормузском проливе, появляются регулярно. После того, как Иран в 2016 году выпустили на рынок нефти, частично сняв с него санкции, такой сценарий начали просчитывать профессиональные аналитики крупных финансовых организаций и транснациональных компаний.

Цифры очень и очень разнятся:

  • $250 за баррель — оценка Bank of America (октябрь 2023)
  • $157 — оценка Всемирного банка (октябрь 2023, доклад «Перспективы товарных рынков»)
  • $200-400 — оценка директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова в беседе с РИА Новости (2018)

Скажу честно: в 250 я не верю, рынок такой ценник не выдержит. На выходе мы получим не просто энергетический или глобальный экономический кризис, а тотальный коллапс с закрытием производств, товарным дефицитом и жесточайшей социальной турбулентностью по всей планете.

Исторически цены на нефть уже поднимались к уровням $150 за баррель. Это было в 2008 году и вполне может повториться. На мой взгляд, абсолютный максимум — 170-180 за баррель. Для России такие цены станут просто феноменальной возможностью заработать и научиться, наконец, тратить сверхдоходы от продажи углеводородов на благо всего населения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *