Отказ от западных авто и пересадка чиновников на российские: 6 последствий реализации плана Путина
Люди, случилось то, о чем мы мечтали! Министров, чиновников и прочих депутатов обяжут ездить на отечественных автомобилях! Представляете, едете вы на своем Рено или Тойоте, а навстречу Силуанов на Ниве или Гранте. Анекдот!
Я до последнего не верил, что эта инициатива нашего Верховного имеет шансы на реализацию. Да и сейчас не поверю, пока не увижу своими глазами чиновников на Жигулях. Однако список рекомендованных к покупке автомобилей уже опубликован. В него попали машины с российским VIN, которые производятся в России в рамках специнвестконтрактов.
Вот весь список:
Лада Гранта! Нормально?
С этим у меня связана личная история. В конце сентября я воспылал желанием поддержать отечественного производителя. Свою старенькую десятку отдал сыну, он женился и живет отдельно, а машина в доме нужна. В конце концов, надо ж и о стране подумать, решил я. А то призываю потреблять, чтоб помочь Родине, а сам сижу с 1 (одним) миллионом рублей на счете, как куркуль.
Сказано — сделано. Выбрал себе Гранту универсал за 800 тысяч на сайте производителя. Отправился к официальным дилерам с мыслью, что домой приеду на новеньком авто. Так подсказывал мой предыдущий опыт покупки «десятки» в далеком 2007 году.
Но не тут-то было! Объехал все автосалоны города, новой Гранты универсала не просто нигде нет, ее в природе не существует. Беседы с менеджерами во всех салонах были примерно одинаковы:
— Хочу Гранту универсал.
— А нету, завод их не выпускает.
— Как нету, вот у вас на сайте присутствуют! И комплектацию под клиента обещаете.
— А это уже не наш сайт, информация устарела. Есть только Гранта Кросс. У нее 3 версии, больше никаких машин Автоваз не присылает.
— А цена?
— Минимально около 950 тысяч.
— Ну ок, показывайте.
— А нечего показывать, мы принимаем заказы на декабрь.
Дело было в конце сентября. На декабрь! Позже из разговора оказалось, что за эти деньги в машине нет даже ковриков, не говоря уж о музыке или сигнализации. Поставить в нее по минимуму то, что нужно, и ценник возрастает до 1 млн 100 тыс.
Мое стремление поддержать отечественного производителя разбилось о нежелание брать кредит и ждать до декабря. А от миллиона я таки избавился, купил подержанного корейца.
А теперь представим, как министерство делает заказ на продукцию Автоваза
— Нам надо 500 машин!
— А нету, ждите до весны.
Это все шутки, конечно. Реально последствия перевода чиновников на российские автомобили будут другими:
1. Рост цен.
Что происходит с нишей, когда в нее приходит государева казна с госзакупками? Объемные госзаказы обеспечивают гарантированный выкуп и стимулируют производителя поднимать цены. Менталитет у нас такой, нажиться за счет бюджета мечтает каждый, только вот доступ есть не у всех. Кто же упустит такую удачу? Что касается обоснованности цены, то не переживайте, представят все нужные обоснования.
2. Дефицит.
Если нехватка авто популярных российских марок наблюдается уже сейчас, то массовые госзакупки обездвижат рынок чуть более чем полностью. Представляете себе, сколько у нас чиновников? Если нет, я вам скажу — по состоянию на 2021 год было 3,3 млн человек. Понятно, что возят не каждого их них. Но даже если всего 10%, получается 330 тысяч автомобилей.
3. Бюджет вместо экономии получит перерасход.
Более низкая надежность — гарантия более частого техобслуживания. Автомобили, купленные два-три года назад, стоили дешевле, чем модели из списка Минпромторга. Особенно те, что из «дорогой» его части. Новые выйдут дороже и в покупке, и в эксплуатации.
4. Чиновники получат свои «старые» западные и японские авто за копейки.
Да, вы верно поняли, государственные авто — в собственность. Если кто-то думает, что будет какой-то аукцион, не ждите. В организациях так всегда делается: когда покупают что-то новое, старье реализуют нужным людям и весьма недорого. С учетом амортизации, по цене списания. В перепродажу потом попадает, но уже по другой цене, рыночной.
5. Зависимость от Китая усугубится.
Наш внутренний рынок новых автомобилей делят сейчас всего две страны — Россия и Китай. Причем нормой уже становится брать в Китае машину, клеить на нее свой шильдик и продавать за российскую. Так, Москвич 3 — это китаец Jac js4. По проторенной «Москвичом» дорожке пойдут и другие производители. Бюджет из одного кармана будет оплачивать такие авто по завышенным ценам, а в другой карман собирать деньги за растаможку машинокомплектов, запчастей или самих машин (в списке Минпромторга есть китайцы).
6. Российские машины могут исчезнуть как явление.
Казалось бы — конкуренцию убрали, бери рынок, работай! А происходит все с точностью до наоборот. Надеюсь, что ошибаюсь, но… всегда проще взять готовое у китайцев, поставить свои лейблы и продавать. Оборудования много не надо, персонал минимальный, а прибыль гарантированная на несколько лет вперед, пока весь чиновнический аппарат не пересядет. И выбирать нам скоро придется не из всего многообразия моделей, а между российскими китайцами, китайскими китайцами и подержанными нормальными иномарками.
Из этих 6 пунктов сделайте сами вывод, кто выиграет от пересадки чиновников на российские авто. А я приглашаю подписаться в Дзене и в Телеге — всем рад.