Почему одним можно занимать на 100% от ВВП и больше, а для других — фиаско? Список главных должников планеты
Держу пари, что вы тоже наблюдаете за бюджетно-долговым кризисом в США. А кто-то из вас, возможно, надеется, что в этот раз Штаты, наконец, схлопнутся, и годами надуваемый пузырь их госдолга лопнет. Сразу говорю: не надейтесь. Пузыри с потенциалом разрушительных брызгов по всей мировой экономике надо искать в других местах.
Страны с госдолгом свыше 100% ВВП
Таких заядлых должников уже довольно много. Я насчитал 22 страны:
- Япония — 263,9%
- Венесуэла — 241%
- Судан — 182%
- Греция — 171,3%
- Сингапур — 167,8%
- Эритрея — 163,8%
- Ливан — 150,6%
- Италия — 144,7%
- США — 129%
- Кабо-Верде — 127,2%
- Бутан — 124,8%
- Бахрейн — 119,5%
- Куба — 119%
- Суринам — 116,6%
- Португалия — 113,9%
- Шри-Ланка — 113,8%
- Испания — 113,2%
- Франция — 111,6%
- Канада — 107%
- Бельгия — 105,1%
- Мозамбик — 101%
- Великобритания — 100,6%
Если госдолг перевалил за 100% от ВВП, страну де-факто можно считать банкротом. С одним простым исключением: если долг номинирован НЕ в национальной валюте. К примеру, один из рекордсменов по заимствованиям — Япония — отрастила госдолг до 263,9%. А про США и упоминать не нужно: следить за их долгами — наша русская национальная забава.
При этом долг Японии номинирован в йенах, а долг Штатов — в долларе, что существенно снижает риски неплатежей. Даже если источники экономического роста исчерпаны, а покрыть старые заимствования за счет новых не удается, всегда остается финальный вариант — напечатать деньги. Да, это грозит разгоном инфляции, зато полностью исключает дефолт (привет ждунам дефолта США).
Высокий госдолг — всегда проблема. Но для стран, которые номинируют свои долги в чужих валютах, это проблема вдвойне.
Зачем тогда занимают в чужой валюте?
Фундаментальных причин всего три. По ним же можно поверхностно классифицировать страны, занимающие в долларах и евро:
Первая причина. Внутренних источников финансирования недостаточно. Почему Запад впереди? Процесс накопления первоначального капитала и промышленные революции в западных странах прошли на 50-150 лет раньше. Сколоченный капитал нужно было пристраивать — это только в мультике Скрудж Макдак купался в накопленных долларах.
В реальности деньги должны работать. И, пока был потенциал инвестиций в своих странах, «капиталисты» вкладывали деньги у себя на родине. Когда потенциал исчерпался, их деньги хлынули на внешние рынки. И страны, в которых достаточный национальный капитал еще не успел сформироваться, попали в зависимость от внешних источников денег. Некоторые с этой зависимостью борются, другие же воспринимают как данность и бодро занимают ради поднятия собственной экономики на более высокий уровень.
Вторая причина. Нужна валюта на оплату импорта. Страны, где одновременно наблюдаются высокая зависимость от импорта, отсутствие развитого экспорта и небольшой размер экономики, неизбежно попадают в зависимость от стран-поставщиков капитала, товаров и услуг.
Третья причина. Своя валюта не является свободно конвертируемой и не востребована на международных рынках — иностранный капитал в нее не идет. По этому критерию в зоне риска все развивающиеся экономики без исключений, включая крупные, как Индия или Бразилия.
Всё как всегда: богатые становятся богаче, ссужая бедных деньгами. Как разорвать этот порочный круг, готовых рецептов нет.