Урожай хороший, но рожь для хлеба в дефиците – ждите рост цен и «новый ассортимент»
Вчера президент союза мукомольных и крупяных предприятий Игорь Свириденко сообщил, что могут возникнуть серьезные проблемы с ржаным хлебом. В министерстве сельского хозяйства немедленно ответили, что бояться нечего, всё посажено по плану, урожай хорош, рукопожатие твердое, работа с документами идёт безостановочно не прерываясь.
Нюанс в том, что в этом году урожай ржи прогнозируется на уровне до 1,8 млн т (что в целом соответствует среднегодовым значениям), но качественной из нее будет около 40%. Остальное для выпечки хлеба непригодно. Выбор понятен: либо импортировать, либо добавлять в выпечку что-то условно съедобное, либо поднимать цены.
Если прав Свириденко, а не министерство, мы наверняка увидим уже зимой новые сорта черного и серого хлеба с пометкой «по старинным рецептам», «эксклюзивные», «новая формула» и, соответственно, по совершенно другим ценам.
Экономика растет такими быстрыми темпами, что через пару лет мы начнем импортировать нефть и бензин. Ни разу не удивлюсь.
***
Причина возможных проблем с ржаным хлебом на поверхности. В последний советский год рожь собиралась по объемам примерно в 16 млн тонн, сегодняшний урожай — 2 млн тонны. То есть, в восемь раз меньший. В советское время основными зерновыми культурами были овес, рожь, ячмень и пшеница. Причина их выращивания и поддержания баланса между ними была вполне системная: на случай неурожая одной культуры продовольственная безопасность обеспечивается тремя другими.
Сегодняшний перекос в сторону исключительно пшеницы связан с экспортными аппетитами олигархов. При этом экспортная ниша ими занята самая низкомаржинальная — пшеница 4 класса. Ниже — только кормовой фураж. Соответственно, потребители — самые нищие страны мира, подверженные хроническим кризисам. Но низкая цена компенсируется невысокими издержками на выращивание этого почти кормового класса зерновых. Так что пока все где-то в норме, то и проблем нет, так как дефицит отдельных сортов зерновых покрывается за счет импорта.
Ни для чего другого российское сельское хозяйство не предназначено, только для экспорта за доллары.
Логично, что когда появились проблемы с экспортом, стратегия «что нужно — купим» начала давать сбой. Купить не на что (экспорт чахнет) и негде (санкции)
Но структура производства осталась прежней, отсюда и проблемы с самой простой культурой — рожью.
Итог может быть весьма печальным. Пшеница может банально сгнить, так как недостаточно мощностей хранения, и проблемы с экспортом приведут к перезаполнению хранилищ и выкладке зерна «на грунт». А другие культуры попросту отсутствуют — их банально мало посадили, да и зернового фонда для быстрого увеличения посадочных площадей тоже нет. Нет и специфических удобрений.
Эдак мы вдруг скоро снова начнем закупать зерно. Сейчас вообще никакие сценарии не могут быть невозможными.
Автор — независимый политаналитик Анатолий Несмиян