Российская система ГЛОНАСС оказалась на грани технологического коллапса. С самолетами тоже беда
Российская система геопозиционирования ГЛОНАСС, которую развивали с начала 2000-х, обещая создать качественную и дешевую альтернативу американской GPS, оказалась на грани технологического коллапса.
Размещенные на орбите спутники доживают свои последние годы, а запускать новые мешают санкции, введенные против российской космической отрасли. В настоящий момент более половины спутников группировки уже устарели, у других близок к истечению срок годности, сказал Bloomberg военный эксперт Павел Лузин, старший научный сотрудник Jamestown Foundation.
Чтобы поддерживать группировку жизнеспособной, до конца десятилетия нужно вывести на орбиту 20 новых спутников. Но из-за нехватки нужной электроники Россия способна производить и отправлять в космос лишь 1-2 спутника в год, говорит Лузин:
«Главная проблема (сейчас) — как в принципе сохранить эту систему».
«Наводишь на север — показывает запад». Проблемы и у систем попроще
«Общероссийский народный фронт» Владимира Путина разработал приложение «Радар», с помощью которого граждане могут передать информацию о беспилотниках, ракетах, взрывах, диверсантах и различных подозрительных лицах.
Чтобы оповестить об опасности, необходимо расположить телефон по направлению движения объекта, выбрать вид угрозы из списка и нажать кнопку «Сообщить», после чего сигналом займутся спецслужбы («ответственные сотрудники государственной власти»).
По данным Google Play, приложение скачали более 50 тысяч раз. Однако люди недовольны качеством сервиса и оценивают его на тройку. В частности, очень много отзывов посвящены некорректной работе компаса.
«Наводишь на север — показывает запад. В итоге получается, что ты передаешь неверную информацию», — пишет один из пользователей.
Ломаются и самолеты
С января по август 2023 года в России было зафиксировано более 120 авиапроисшествий с участием гражданских самолетов, которые используют российские авиакомпании, показало исследование «Новой газеты. Европа». Это в 2,2 раза чаще среднего уровня, который наблюдался с 2018 по 2022 год: тогда в среднем фиксировалось 55 инцидентов.
Чаще всего неполадки происходят в двигателях (30% случаев) и шасси (25% случаев) самолетов. Также часто встречаются проблемы с тормозами, закрылками, системой кондиционирования и лобовым стеклом (по 3–6% случаев на каждую из перечисленных проблем).
Более 80% смертей в авиакатастрофах с самолетами российских авиакомпаний приходилось на самолеты, зарегистрированные и обслуживавшиеся в России. Риск погибнуть в авиакатастрофе на таких самолетах оказался в 20 раз выше, чем на самолетах «лизингового сектора».