Услуги внешнего бухгалтера: антикризисный пакет
На каждый запрос коммерческого сегмента рынок выдает свое предложение. Не удивительно, что в период первого же серьезного потрясения экономической системы сформировался свой сектор специалистов антикризисного управления бизнесом. Они (специалисты эти) весьма эффективны (в плане своей работы) в сложных условиях, востребованы на предприятиях, переживающих упадок (то есть свой мини-кризис) и мало заинтересованы в долгосрочной работе в стабильных условиях.
Конечно, в списке таких исполнителей есть и представители таких бухгалтерских направлений, как учет и аудит. Потому как без финансового учета не обходится ни один даже самый мелкий участник коммерческого рынка. Другой вопрос, как найти такого бухгалтера, что сможет удержать позиции бизнеса в кризис?
Для начала, очевидно, держать в штате такого мастера противодействия финансовым колебаниям во внешней экономической среде не целесообразно. И ему эта должность в стабильных условиях будет не интересна, и эффект от его присутствия при отсутствии кризиса останется минимальным. Что, понятное дело, не отменяет востребованности в «приходящих» бухгалтерах для компании в любое время. Во-первых, потому, что стоят их услуги нанимателю (а точнее, клиенту нанимателя) дешевле. Во-вторых, в силу их куда большей (чем штатного коллеги) заинтересованности в успехе заказчика.
Антикризисный аудит: 3 акцента
Тем не менее, возвращаясь к мастеру антикризисной бухгалтерии, его выбор должен быть несколько более специфичен, чем поиск внештатного исполнителя для компании стабильной, работающей в относительно безопасных (в плане экономических колебаний) условиях. Для начала ориентиры такого специалиста должны быть четко определены. Что значит, в ответ на вопрос о специфике его подхода, возможный заказчик должен услышать, как минимум, 3 акцента.
- Антикризисная бухгалтерия начинается с серии проверок. Ибо приступать к ведению проблемного дела (или потенциально проблемного из-за сложных внешних факторов) бухгалтер должен, четко определившись с текущей ситуацией.
- Основная задача исполнителя сводится не к стандартной минимизации затрат, а поиску приемлемого сокращения уже существующего минимума.
- Антикризисный бухгалтер стремится полностью устранить риск непредусмотренных трат (в том числе, и налоговых штрафов), потому одной из его приоритетных функций будет оперативность, грамотность и четкость подготовленных отчетов. В связи с чем могут возникнуть задержки с плановыми отчислениями (постоянным поставщикам, кредиторам, сотрудникам). В кризис — это, скорее, норма, чем отклонение.