Как выжить предприятию при кризисе?

Глобальный экономический кризис поставил под удар предприятия, организации всех форм собственности, частных предпринимателей. Неудивительно, если руководитель запаникует и наделает управленческих ошибок — психология человеческая такова. Важно вовремя взять себя в руки, продумать стратегию выживания при кризисе и составить план.

Как пережить кризис? Полезные советы руководителям.

Автор: Сергей Нифонтов

Решение проблемы начинается с ее осознания. Если Вы считаете, что кризис пройдет стороной, то дальше можно не читать — у Вас все в порядке… или Вы еще не готовы признать наличие проблемы.

Мои советы принесут пользу тем, кому уже «посчастливилось» столкнуться с ураганом, именуемым в СМИ «некоторыми финансовыми сложностями». Что делать, чтобы свести к минимуму влияние мирового кризиса?

Снимаем розовые очки

После осознания проблемы, нужно сделать два непростых шага: взять эмоции под контроль и расстаться с иллюзиями.

Контролируйте собственное эмоциональное состояние. Пусть голова будет холодной, сердце горячим, а руки твердыми. Конечно, от подчиненных и даже жены можно спрятать стресс, одев маску улыбающегося босса, но подсознание не обманешь. Если голова первого лица компании только и думает о том, где взять денег, чтобы перекредитоваться, то любые управленческие решения в такой ситуации могут быть губительны.

Заставьте себя расстаться с планами, сформированными в докризисных тепличных условиях. Для любого руководителя откатиться на несколько лет назад — шаг сложный. Хотя нас уверяют, что в России это сделать очень легко, ведь многие помнят, как жили до Перестройки, во время Перестройки, после дефолта 1998 года и т.д. Обывателям привычно находиться в состоянии «не знаю — сплю спокойно», а руководителям?..

Расставляем приоритеты

После того, как розовые очки убраны в футляр, нужно понять, какую глобальную задачу сейчас решать. Это особенно актуально для владельцев предприятий. Менеджменту как никогда нужен ответ на вопрос: «Что хозяин хочет в данной ситуации от бизнеса?». Минимизировать риски, заложить фундамент под будущий рост, выйти в кеш? Без чётких требований первых лиц к организации сегодня можно уже завтра получить дырку от бублика.

При антикризисном управлении без системы приоритетов ограниченные ресурсы будут направляться в разные стороны. Поэтому в кризисе, как в бою, приказы должны быть четкими, ясными, быстрыми и адекватными реальным изменениям.

Следующий шаг — встреча с ТОПами. Им нужно сообщить о новых правилах игры, которые будут способствовать повышению выживаемости в сложный период. Если в организации была демократия, то очень демократично объяснить, что на время кризиса вводится авторитарный стиль с четкими задачами и границами ответственности. Бардак в компании губителен. Вся организационная культура должна соответствовать тому, что предъявляет ей внешний мир.

Управление кризисом: корректируем бизнес-процессы

Когда в голове появилась четкая система приоритетов, приправленная уверенностью и трезвым расчетом, самое время переходить к изменению курса движения компании. Ниже мои рекомендации.

Цель — сохранение операционной прибыли.

Главный фокус внимания должен быть направлен на получение выручки и операционной прибыли. Для многих компаний важно сохранить масштаб операций, пожертвовав рентабельность.

Свежий взгляд на клиентов.

Необходимо заново понять, кто Ваш клиент, что он покупает, как Вы производите товар или услугу.

Фокус на потребностях покупателей

Кризис коснулся не только вас, а и клиентов. Они меняются и вам необходимо соответствовать их ожиданиям. Чтобы их выявить рекомендую ответить на следующие вопросы. Что в организации может быть товаром для клиентов? Как они будут себя вести в условиях падения рынка? Отвечая, держите в голове рыночные тенденции.

Ваш клиент — платежеспособный клиент!

Сформировать список ключевых бизнес-единиц, которые будут обеспечивать взаимодействие с клиентом. Банально, может быть даже скучно, но сейчас важно идти не просто от клиента, а от платежеспособного клиента. Поэтому не стоит до конца резать маркетинг и казнить рекламу.

Трезвый взгляд на продуктовый портфель

Жизненно необходимо оставить в продуктовом портфеле только те предложения, которые приносят прибыль сегодня и имеют хорошие шансы сделать это завтра. Пришло время отказаться от «любимых» товаров, присутствовавших в ассортименте по причине глубокой личной симпатии первых лиц. Кризис — не время для игрушек. Если очень хочется «играть», выделите эти товары в отдельную компанию и развлекайтесь, не мешая основному бизнесу выживать.

Конечно, не забудьте пересмотреть условия взаимодействия с клиентами — учитывайте риски неплатежей и трезво оценивайте реальную рыночную позицию заказчиков. Будьте тверды, но не требуйте невозможного.

Быть быстрым, как рынок

Важно усвоить следующее: скорость изменений в организации должна быть адекватна скорости перемен окружающего мира. Замечу, что все сейчас меняется очень быстро.

В свою очередь скорость изменений организации будет зависеть от того, что происходит в головах первых лиц, насколько быстро они смогут сами адаптироваться к новым реалиям. Не переживайте, для вас это не впервой.

Сокращаем затраты с умом

Определите затраты, которые необходимы для нормального функционирования производства и продаж. Все остальное очень пристально проанализировать. Смело пускайте под нож те, которые не приносят ощутимого финансового результата сейчас и не собираются делать это в ближайшем будущем.

Траты под микроскопом

Остановлюсь подробно на том, какие траты нужно сокращать:

  • Инвестиции, которые не влияют на текущую деятельность.
  • Непрофильные активы — они отнимают деньги, время, энергию, эмоции. Сосредоточьтесь на основной деятельности.
  • Неэффективные бизнес-единицы, отделы, предприятия. Если нет прибыли, зачем тащить балласт?
  • Программы развития, например, персонала. Все они были сформированные до кризиса и, скорее всего, сейчас неактуальны. Если придется сокращать персонал, то пользы от программы развития сотрудников — ноль.
  • Корпоративные мероприятия, например, Новый Год. Все всё понимают, поэтому погуляем, когда пройдет основная фаза кризиса.
  • Персонал, без которого можно обойтись в основных бизнес-процессах.
  • Аренду помещений. От ненужных площадей отказаться, а для нужных снизить цену, проведя переговоры с арендатором. А кому сейчас легко?
  • Затраты на себестоимость. Это самое ключевое! Пересмотреть поставщиков, сырье, комплектующие и т.д. В условиях кризиса некоторые бизнесы могут позволить себе снизить качество, особенно если у них доминирующее положение на рынке.
  • Рекламу, PR и другие инструменты продвижения если оставлять, то очень сильно подумать об эффективности, и конечно учитывать сегодняшние реалии. Кризис — самое время требовать скидки.
  • Внедрение и разработку IT проектов, если были задуманы как имиджевые, «так положено», «нужно для IPO», или проекты с туманной перспективой финансовой отдачи.

Взгляд в близкое завтра и прекрасное далеко

Кризис кризисом, но думать о завтрашнем дне необходимо.

  • Для реализации основной деятельности рассмотреть варианты бартерных сделок.
  • Планировать кадровые перестановки — сейчас можно привлечь более квалифицированный персонал.
  • Если рынок специализированный, то разработать программу удержания «узких» специалистов, т.к. их уход может внести дополнительный риск для организации.
  • Позаботиться о финансовой подушке, желательно наличной, которая позволит пережить самые тяжелые времена, когда спрос будет стремиться к нулю. Особенно это будет чувствоваться после Нового Года, когда и так вся страна две недели не работает.
  • Вывести активы физических лиц, например владельцев, из обеспечения по обязательствам компании. Нужно снизить риски потери собственного имущества в случае неблагоприятных обстоятельств с бизнесом.
  • Пересмотреть систему мотивации персонала. Задача — нацелить на достижения результата и повышение эффективности. Вплоть до того, что всех перевести на процент от объема продаж.
  • Внедрять мероприятия по повышению КПД каждого сотрудника. Малоэффективным организациям существовать в условиях резкого падения спроса будет очень сложно.
    Вышеизложенные рекомендации распложены не в очередной последовательности, т.к. для каждой компании важно разработать свой план «Б». Хотя… многим пора его не разрабатывать, а уже реализовывать.

Конечно, список шагов можно расширить и углубить, применительно к каждой конкретной ситуации. У вас есть вопросы? Ваша ситуация не такая как у всех? Поделитесь в комментариях, и вместе найдем приемлемый выход.

P.S. Вместо того, чтобы начинать новые Интернет-проекты, компании лучше уделить больше внимания раскрутке уже действующих сайтов. Помните: один хороший сайт принесет больше пользы, чем десяток плохих.

Кризис: теория выживания ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.