Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Октябрь – месяц финансовых катастроф. Чиновники Минфина надеются, что резервы спасут от мирового кризиса

В октябре падают не только листья с деревьев — этот месяц богат на мировые финансовые кризисы. Начнем с того, что финансовый крах 1929 года, приведший к Великой депрессии в США, произошел именно в октябре. Также в октябре случился обвал мировых рынков в 1987 году, известный под названием «черный понедельник». После этого мировая экономика долго не могла прийти в себя, а в Советском Союзе после падения мировых цен на нефть начался устойчивый спад производства, который так и не удалось преодолеть. Тогда президент СССР Михаил Горбачев стал брать кредиты у Запада, что привело к резкому увеличению государственного долга и падению советской империи. И самый страшный 19-дневный промежуток во время последнего финансового кризиса 2008 года также имел место в октябре. Что принесет октябрь в этом году, может еще одну финансовую катастрофу, о которой будут вспоминать целое столетие?

Минфин и Авось

Даже во время внезапного и сильного кризиса деньги Резервного фонда позволят бюджету продержаться как минимум полтора года, подсчитали чиновники Минфина. На это денег хватит при цене нефти 60$ за баррель. Если же «бочка» удержится на 80 долларах, то и все три.

Впрочем, вероятность кризиса сейчас низка, успокоил замминистра финансов Алексей Моисеев: «Сложно представить себе жесткое падение цены на нефть в ситуации столь масштабного количественного смягчения в других странах. Несколько лет у нас есть, я надеюсь, за это время мы накопим Резервный фонд». Сейчас объем Резервного фонда составляет 1,9 трлн рублей, а в 2009 году он превышал 4,8 трлн рублей. Размер Фонда национального благосостояния (ФНБ) — 2,7 трлн, а накануне обвала он достигал 2,99 трлн рублей. В кризис эти деньги почти не трогали – потому и сохранились.

Но на сей раз все может случиться иначе, ведь на одном из последних заседаний весенней сессии Госдумы были приняты «антикризисные» поправки в законодательство, которые наделяют правительство полномочиями распоряжаться государственными деньгами, не спрашивая согласия парламента. Этот «антикризисный» закон дает право без внесения изменений в закон о бюджете направлять деньги Резервного фонда на поддержку компаний, банков и финансового рынка, а также размещать средства ФНБ на депозиты во Внешэкономбанке для антикризисных мер. И все это без голосования в Госдуме.

Сейчас в Резервном фонде страны накоплено около 4% ВВП, а к началу прошлого кризиса было около 8,7% ВВП. Однако когда в октябре 2008 года цены на нефть начали падать с уровня абсолютного рекорда в 147 долларов за баррель, правительство начало активно тратить средства Резервного фонда, и уже в 2009 году он сократился с 4,8 трлн до 1,8 трлн рублей. Вновь активно копить средства правительство начало лишь в нынешнем году, а наполнить Резервный фонд до 7% — гораздо ниже предкризисного уровня 2008 года — мы должны только к 2017 году. Но если грянет кризис, то этого не случится. Причем, средств Резервного фонда на преодоление последствий кризиса явно не хватит.

Для сравнения: на реализацию антикризисных мер в конце 2008 года и первом полугодии 2009 года, как сообщала Счетная палата России, бюджетные ассигнования составили 2 трлн рублей. Со своей стороны, Банк России предоставил кредитным организациям порядка 6 трлн рублей. Кроме того, были приняты меры «косвенной поддержки», включающие снижение налоговой нагрузки для бизнеса и нормативов обязательного резервирования для банков. Всего государством на поддержку экономики было выделено 8,8 трлн рублей.

И, несмотря на это, в кризисном 2009 году ВВП страны упал на 10,4%, промышленное производство обвалилось на 14%. Сюда же можно добавить рекордный рост безработицы – около 10%, и инфляцию в 11,6%. Реальная зарплата в стране снизилась на 4,1%, а доходы населения упали на 8,3%. А то, что будет в этот раз, даже представить страшно. Но Минфин, похоже, по старой русской традиции, надеется, что «авось пронесет»…

Спасение утопающих олигархов

Во время кризиса 2008-2009 годов многие крупнейшие российские предприятия, которые принадлежат приближенным к Кремлю олигархам, фактически стали банкротами, потому что их активы не могли покрыть зарубежные долги. Например, стоимость «Евраза» Романа Абрамовича снизилась с 45 до 3 млрд долларов, а его долги перед российским и зарубежным банкам составляли около 10 млрд долларов. Тогда правительство из Фонда национального благосостояния помогло его собственникам (кроме Абрамовича, собственниками «Евраз групп» являются предсовета директоров компании Александр Абрамов и гендиректор Александр Фролов, — прим. ред.) выделив им 1,8 млрд долларов для оплаты долгов. И точно так же помогло «Мечелу» Игоря Зюзина, выделив 1,5 млрд долларов. В общей сложности, как подсчитали депутаты Госдумы, государство за кризисные годы рассчиталось по долгам российских предприятий и банков на 3 трлн рублей из бюджета и резервных фондов.

«Резервные фонды России впервые использовались во время кризиса в конце 2008 года, когда фондовый рынок очень сильно упал, и многие отечественные банки, которые вложили деньги в рынок недвижимости, оказались на грани банкротства, — рассказывает управляющий частными активами на мировом фондовом рынке Юрий Чеботарев. — Тогда для того чтобы сохранить эти банки, банкротство которых могло бы обвалить всю финансовую систему России, правительство решило вложить в них деньги Резервного фонда для поддержания банковской ликвидности. Поэтому, в отличие от США и Европы, ни один крупный банк в России не обвалился, хотя краны на стройках страны остановились. И если во время кризиса 1998 года стоимость недвижимости упала в разы, то в 2008 ничего подобного не произошло. Беда в том, что мы до сих пор не знаем, куда делись эти деньги – российские банки так и не отчитались публично, вернулись ли эти средства в Резервный фонд. Информация о российских фондах абсолютно непрозрачна, нам говорят только о том, насколько они растут, но мы не знаем за счет чего».

Например, в США, которые тоже вкладывали госсредства для поддержания банков, все они после кризиса доложили, что деньги возвращены государству. А почему же у нас этого нет?

«Потому что все деньги суверенных фондов на поддержку банковской ликвидности шли через Внешэкономбанк или ВЭБ, который вообще является абсолютно закрытой организацией, напоминающей «общество вольных каменщиков», — поясняет Юрий Чеботарев. — Судя по официальным сведениям, именно в ВЭБе хранится значительная доля средств ФНБ. Так уж устроено, что Внешэкономбанк служит основным распорядителем денег суверенного фонда, хотя главным распорядителем являются президент и премьер-министр, а Центральный банк может только давать рекомендации в каких валютах их хранить. Еще раз напомню, что отчетность суверенных фондов непрозрачная, мы можем знать только те цифры, которые нам говорят, и проверить их невозможно. Не исключено, что на самом деле даже цифры совсем другие, не говоря уже об использовании этих средств».

Суверенные фонды — именно так они называются на международном финансовом языке, в состав которых входят Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, со времени своего создания вызывают много споров. Они появились по инициативе экс-министра финансов Алексея Кудрина, чтобы бороться с так называемой «голландской болезнью» — когда сверхдоходы страны от экспорта нефти изымаются из экономики, чтобы не разогнать инфляцию. Хотя в России, в отличие от самих Нидерландов или той же Норвегии, существует, скорее, «нигерийская» разновидность этой болезни, когда деньги от продажи нефти накапливаются, а способ их потратить неизвестен. И чтобы это не закончилось тем же, чем в Нигерии – отсталой экономикой, тотальной коррупцией, нищетой населения и гражданской войной, было решено складывать все, что выше 27 долларов с барреля в копилку суверенных фондов. Но как использовать эти резервы – это вопрос.

Memento mori — помни о кризисе

Кризис в еврозоне, а следом и во всем мире, рано или поздно все же случится. «Многие ожидали, что сентябрь 2012 года окажется критическим моментом для евро. Но нет: сцена оказалась не подготовлена, публика не заняла своих мест, и даже касса не собрала достаточно средств для оплаты труда актеров», – пишет британская Financial Times. По версии издания, причина в том, что вмешалась американская предвыборная политика.

В Белом доме решили, что самым большим риском для переизбрания президента Барака Обамы может стать кризис зоны евро, который приведет Европу и весь мир к «краху в духе Lehman Brothers» (американский банк, обвал которого привел к мировому финансовому кризису в 2008 году). Поэтому, эмиссары администрации США – официальные и неофициальные – дали понять руководству еврозоны, что кризис нужно отложить до начала ноября. И судя по первым результатам, действия «количественного смягчения» — накачивания экономики деньгами ФРС и Евроцентробанка, о котором говорит замминистра финансов, хватит в аккурат до 6 ноября — даты президентских выборов в США. После чего мировые рынки снова начнут падать и нефть пойдет вниз. Так что, на сей раз ждем-с до ноября…

Олег Гладунов, Свободная Пресса

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *