Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Что будет с ценами на бензин?

Русского человека низкими ценами на бензин не обманешь: среди автовладельцев слухи о скором подорожании топлива начали ходить с первой рабочей недели 2009 года. А теперь к ним присоединились и эксперты: по их мнению, цены на бензин скоро поднимутся и достигнут прежнего уровня.

Эксперты полагают, что бензин в России вот-вот снова начнет дорожать

Недостатка в прогнозах относительно того, как поведут себя розничные цены на бензин в РФ в ближайший месяц, равно как и, например, в первом квартале 2009 года, нет. Экспертное сообщество соревнуется также в оценках того, насколько справедливыми являются розничные цены на автомобильное топливо в стране, исходя из складывающейся конъюнктуры на нефтяном рынке. Примечательно, что обыватели и ответственные государственные чиновники в РФ рассуждают как «по кальке», возмущаясь тем, что четырехкратное падение цен на нефть с летних /2008 г/ максимумов до осенне-зимних показателей, колеблющихся около отметки в 40 долл за баррель, практически никак не отражается на динамике розничных цен на моторное топливо на российских АЗС.

Цены на бензин на заправках, конечно же, падают, но не так значительно, как того следовало ожидать. Простое наблюдение показывает, что та же Федеральная антимонопольная служба РФ /ФАС/ периодически выпускает заявления относительно того, какую цену на бензин /в розницу/ следует считать справедливой. Так в конце 2008 года глава ФАС Игорь Артемьев таковой назвал стоимость Аи-95 на уровне 19 руб за литр. В октябре 2008 г он считал справедливой цену на бензин /без указания марки/ в 21 руб за литр. Между тем, ценники на АЗС в момент заявлений И.Артемьева были на 2-3 руб выше значений, которые назывались руководителем ФАС.

И.Артемьев в конце 2008 г пригрозил нефтяным компаниям новыми антимонопольными делами, если они не снизят цену на топливо. Он назвал смехотворными и несостоятельными заявления нефтяных компаний о том, что связь между мировой рыночной стоимостью на нефть и внутрироссийской ценой на бензин имеет временной лаг в несколько месяцев.

«Когда цена на нефть росла, лага никакого не было — в тот же день бензин дорожал, сейчас они /нефтяники/ говорят, что лаг есть в несколько месяцев. Это смешно», — сказал Артемьев. Он также вновь подтвердил журналистам, что ФАС может возбудить новые антимонопольные дела против нефтяных компаний, если они не снизят цены на бензин в соответствии с мировым уровнем. Кроме того, он отметил, что штрафы в отношении нефтяников, которые недавно вынесла ФАС, были бы на порядок больше, если бы не влияние на экономику России мирового финансового кризиса. «Если бы не кризис, то мы бы выписали им /штрафы/ по 10 миллиардов рублей», — сказал И.Артемьев.

25 декабря стало известно, что ФАС оштрафовала нефтяные компании «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» на 1,44 млрд руб и 1,5 млрд руб соответственно за злоупотребление доминирующим положением на рынке нефтепродуктов летом 2008 года.

В ноябре 2008 года по тем же причинам антимонопольщики приняли решение наложить штраф за завышение цен на нефтепродукты на «Газпром нефть» в размере 1,3 млрд руб, на ТНК-BP — в размере 1,112 млрд руб /опять же за нарушения принципов конкуренции летом 2008 года в период пиковых значений цен на нефть/.

Отметим, что в период кризиса доходы рядовых россиян также снижаются, и цены на бензин многих автолюбителей откровенно возмущают. Но почему-то ФАС не слишком проникается этой проблемой.

На защиту автолюбителей от неоправданно высоких цен на бензин встали народные избранники. Депутаты Госдумы уже обратились в ФАС и правительственные ведомства экономического блока с рекомендациями провести расследование по признакам картельного сговора в сфере производства и продажи всех видов топлива.

Отметим, что в течение декабря 2008 г цены на автомобильный бензин в России снизились на 7,3 проц, а на дизельное топливо — на 7,5 проц, сообщает Росстат.

Стоимость топлива падает уже четвертый месяц подряд благодаря снижению цен на нефть, вызванному, в свою очередь, мировым финансовым кризисом. В ноябре бензин подешевел на 5,9 проц, В ноябре индекс потребительских цен на автомобильный бензин составил 94,1 проц /за период с начала года — 109,2 проц/, индекс цен производителей — 79,4 проц /87,8 проц/. В октябре бензин подешевел на 2,2 проц, в сентябре — на 1,5 проц. За весь 2008 год стоимость бензина выросла на 1,2 проц по сравнению с ростом на 8,5 процента в 2007 г.

По мнению Российской топливной ассоциации, в январе 2009 года цена на 92-ой бензин может снизиться до 16-17 руб за литр. Между тем, по состоянию на 11 января 2009 года цена на 80-ый бензин составляла 17,37 руб, на 92-ой – 20,12 руб, на 95-ый – 22,04 руб и на дизтопливо – 21,27 руб.

Президент Московского топливного союза Евгений Аркуша, в частности, считает, что бензин не только перестанет дешеветь, но и может вновь подорожать до уровня лета 2008 года. «Из-за низких экспортных пошлин производители будут зарабатывать валюту и продавать нефть за рубеж», — отмечает он, рискуя вновь нарваться на критику ФАС в свой адрес.

В свою очередь, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко полагает, что снижение цен на бензин в России продолжится до конца января 2009 г. По его словам, цены будут падать, в среднем, на 20 копеек в неделю. Но дальше бензин, скорее всего, дешеветь не будет из-за отсутствия конкуренции на внутреннем рынке страны.

Как считает Г.Сергиенко, «в отсутствие здоровой конкуренции и при наличии диктата со стороны ФАС сложно ожидать, что производители бензина станут следить за падением стоимости нефти и в тот же день снижать собственные цены». К тому же, по его словам, в России производство бензина слишком дорогое, а снижать цены заводы не могут. «У нас только издержки на транспортировку нефти до нефтеперерабатывающих заводов составляют 25 процентов цены бензина», отметил исполнительный директор Российского топливного союза. По словам Г.Сергиенко, в ближайшие две недели цены на бензин понизятся еще на 15-25 копеек, после чего стабилизируются.

Ранее сообщалось, что за предыдущую неделю потребительские цены на бензин в России снизились в среднем на 1,3 проц. По состоянию на 19 января 2009 года цена на бензин Аи-95 составляла 21,57 руб, на Аи-92 — 19,56 руб, а на дизельное топливо — 20,70 руб.

Между тем, в первую рабочую неделю 2009 года снижение оптовых цен на бензин, продолжающееся с июля 2008 г, сменилось удорожанием топлива. 80-ый бензин стал дороже на 1,8 проц, 92-ой — на 3,3 проц, дизельное топливо — на 9,3 проц. Исключением стал лишь 95-ый, который подешевел на 1,1 проц.

По данным информационного центра «Кортес», повышение цен на бензин продиктовано ростом мировых цен на нефть, а также снижением экспортных пошлин, что сделало экспорт более привлекательным. При этом поставщики топлива стараются повысить внутренние цены до уровня внешних цен, поэтому оптовые цены на нефтепродукты будут расти до конца февраля.

Розничные цены на топливо еще не успели измениться вслед за оптовыми и продолжают снижаться. По информации Московской топливной ассоциации, с 29 декабря 2008 г по 12 января 2009 г 80-ый бензин потерял в цене 24 копейки, 92-ой — 32 копейки, 95-ый — 27 копеек, а дизельное топливо — 31 копейку.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль также говорил о том, что падение цен на бензин в начале 2009 года прекратится.

С ним соглашается и директор по развитию информационного центра «Кортес» Павел Строков. В конце 2008 года он сказал, что «если мы сейчас войдем в зиму с какой-то ценой, то с очень большой вероятностью она простоит и январь и февраль месяц, а что это будет за цена, я думаю, что конечно понижение до Нового года мы еще увидим. Оно не будет значительным, оно будет в пределах рубль- максимум полтора, и дальше мы с вами эту цену будем видеть, скорее всего, еще ближайший месяц». По мнению П.Строкова, ценообразование на нефтепродукты мало связано с реальной экономикой. «Это своего рода трехсторонний договор между производителями, которые не хотят снижать цены, властями, которые признают высокую налоговую составляющую в цене, за счет которой перераспределяют доходы от состоятельных слоев населения к малоимущим, — рассуждает эксперт. — Третья сторона — мы, потребители, ведь платежеспособный спрос в стране пока не снижается».

Таким образом, эксперты прогнозируют с начала февраля завершение периода снижения цен на бензин, начавшегося в сентябре 2008 года.

В ближайшее время ФАС также должна поделиться своими прогнозами на этот счет.

Источник – Прайм-Тасс, агентство экономической информации

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *