Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Россия — в ВТО. Радоваться или плакать?

С 22 августа Российская Федерация, спустя долгие годы ожиданий, официально присоединилась ко Всемирной торговой организации на правах полноправного члена, сообщают Вести-Экономика. В результате Россия стала уже 156 членом международной организации. Этому предшествовало письмо, которое правительство страны 23 июля направило в секретариат ВТО. Согласно документу РФ полностью завершила все внутренние процедуры, которые требовались для вступления в ВТО. В частности, как сообщалось, Россия ратифицировала протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г., который делегация из Москвы подписала в Женеве 16 декабря 2011 г. По правилам ВТО, спустя 31 день, после того как уведомление российского правительства было направлено в секретариат ВТО, и состоялось вступление РФ.

Ставки и пошлины

Важно отметить, что с сегодняшнего дня вступают в силу новые ставки экспортных пошлин, а уже завтра, 23 августа, — новый Единый таможенный тариф Таможенного союза, который включает в себя и импортные пошлины. С переходом на новую редакцию средняя ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,6% до 7,5-7,8%.

В частности, тариф на новые импортные автомобили сразу после вступления снизится с 30% до 25% и будет оставаться на этом уровне следующие 3 года. Затем начнется ежегодное снижение тарифа на 2,5% и процесс остановится через 4 года, когда тариф достигнет целевого уровня в 15%. На подержанные автомобили (сроком эксплуатации до 7 лет) будет установлена пошлина 25%. Она не будет меняться 5 лет, а затем в течение 2 лет снизится до 20%. На автомобили старше 7 лет пошлина меняться не будет.

Между тем, с сентября в России вступает в силу утилизационный сбор на новые и б/у иномарки, который нужно будет оплачивать при покупке автомобиля. Таким образом, фактически иномарки могут не подешеветь после вступления России в ВТО. Конкретные размеры сбора будет устанавливать правительство. По предварительным подсчетам Минпромторга и МЭР, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. руб., за грузовую — в зависимости от категории — от 150 до 400 тыс. руб.

Что касается сельского хозяйства, пошлины на сельхозтовары снизятся незначительно: с сегодняшних 13,2% до 10,8%, а на товары обрабатывающей промышленности — с 9,5% до 7,3%. При этом РФ разрешено поддерживать сектор на сумму $9 млрд: это в 2 раза превышает стандартные условия членства в ВТО, и, по мнению министра экономического развития, более чем достаточно для сохранения конкурентноспособности сельхозпромышленности. В 2013 г. уровень поддержки агропромышленного комплекса составит уже $5 млрд, к 2018 г. этот уровень снизится до $4,4 млрд.

Известный магазин rozetka.com.ua ждет повышения продаж в России после вступления страны в ВТО.

Углеводороды

Вместе с тем присоединение к ВТО не заставляет российские власти перестать регулировать цены на товары естественных монополий. Правда есть оговорка, что природный газ для внутренних промышленных потребителей должен стоить столько, чтобы приносить прибыль газовым компаниям.

А вот ставки экспортируемых пошлин на природный газ и углеводороды в газообразном состоянии не изменяются. По природному газу ставка остается на уровне 30%, остальным газообразным продуктам — 5% от таможенной стоимости. Кстати, постановление не затрагивает вывозные таможенные пошлины на нефть и те нефтепродуктов, ставки по которым регулируются непосредственно правительством РФ ежемесячно.

Чего ждать для экономики?

По оценкам российских властей и ОЭСР, ежегодная выгода для экономических операторов оценивается на уровне $900 млрд в масштабах всей мировой торговли, а отдельно для России — в 18 млрд. А вот во Всемирном банке подсчитали, что вступление в ВТО за 3 последующих года будет приносить России по 3,3% ВВП в год, а через 10 лет — до 11% ВВП или порядка $162 млрд.

В правительстве также подсчитали, что ликвидация торговых барьеров позволит создать в стране около 40 тыс. новых рабочих мест.

Оценки Российской экономической школы более сдержанные. По подсчетам экономистов, прирост российской экономики от присоединения к ВТО составит 0,41% ВВП в первые пару лет после снижения всех тарифов (постепенное снижение тарифов будет происходить в течение 5 лет) и 0,96% через 5-6 лет после окончательного снижения тарифов. Торговый профицит может снизиться на 10%.

Правительство признает, что потери бюджета России от снижения импортных пошлин после присоединения России к ВТО в 2013 г. составят 188 млрд руб., в 2014 г.- 257 млрд руб. Об этом глава МЭР Андрей Белоусов заявил в июле, выступая в Госдуме.

Поправка Джексона-Вэника

Между тем, что касается торговли России с США, несмотря на вступление в ВТО, обе стороны пока имеют право держать высокие ввозные пошлины и препятствовать свободной торговле и конкуренции. Виной всему так называемая «поправка Джексона-Вэника» к Закону о торговле США, которая была принята в 1974 г. Согласно тексту поправки США ограничивают торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими права человека.

Поправка разрешает повышенные тарифы и сборы на товары, импортируемые в США из стран социалистического лагеря. В 1989 г. на поправку был наложен мораторий, который ежегодно продлевался Конгрессом.

6 июля Бюджетный комитет Палаты представителей Конгресса США одобрил законопроект об отмене злополучной поправки. Но сомнения в том, что законотворческий процесс будет идти достаточно быстро, остаются. Совет обратился к конгрессменам с призывом действовать как можно быстрее. Предполагается, что голосование может состояться уже 12 сентября.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *