Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Диктаторские страны не попадают в ОЭСР

Прошли в ВТО, теперь вступаем в ОЭСР, пишет Финмаркет. На переговорах могут возникнуть политические вопросы, на которые МИД рекомендует отвечать, что в организацию в свое время пустили диктаторские страны — Испанию и Португалию. Вступление в ВТО лишило российских чиновников одной головной боли, но тут же пришлось вспомнить про новую: Россия много лет вступает — и никак не вступит — в другой статусный клуб — Организацию экономического сотрудничества (ОЭСР). И если при вступлении в ВТО пришлось обсуждать устройство российской экономики, то при вступлении в ОЭСР разговор может пойти о политике, предупреждает МИД.

ОЭСР — одна из ведущих межправительственных экономических организаций. Главное для члена организации — почетное звание «развитой страны». Членство в ОЭСР не накладывает на страны каких-либо финансовых обязательств, организация не занимается выделением денег ни своим участникам, ни сотрудничающим с ОЭСР странам. Заявку на вступление в ОЭСР Россия подала еще в мае 1996 года, но официальное приглашение присоединиться к организации российские чиновники получили лишь в мае 2007 года. Как и в случае с присоединением к ВТО, переговоры затянулись надолго, но, наконец, подошли к завершению.

Министерство иностранных дел России подготовило справку для правительства о том, чем ему грозит решающий раунд переговоров о вступлении в ОЭСР и как правильно эти переговоры вести (копия документа есть у «Финмаркета»).

МИД пришел к выводу, что ОЭСР заинтересована в принятии России в свои ряды, хотя, конечно, «некоторые страны» не упустят случай покритиковать ее режим. На это у министерства уже готов ответ с примерами из истории диктаторских режимов:

Обязательства ОЭСР в отличие от ВТО в основном носят рекомендательный характер, а сама организация не располагает инструментами принуждения стран-участниц к выполнению невыгодных для них условий.

Ни одна из стран не приняла в полном объеме все правовые нормы организации, не оговорив для себя особого порядка их применения. Так что все зависит от правильности тактики, которую Россия изберет для себя на переговорах.

Политические риски поддаются прогнозированию в гораздо меньшей степени, чем экономические. Нормативно-правовая база ОЭСР не содержит каких-либо конкретных обязательств политического характера, кроме общих слов о приверженности принципам плюралистической демократии и верховенства закона, которые «Россия полностью разделяет».

Но это вовсе не значит, что «некоторые страны-участницы ОЭСР» не воспользуются переговорами для озвучивания «стандартного набора критических замечаний» в адрес России. Хотя вряд ли кто-то из них всерьез рассчитывает на то, что это может заставит власти «перекраивать нашу политико-правовую систему по зарубежным лекалам».

На переговорах МИД предлагает напомнить, что Испания и Португалия вступили в ОЭСР в 1961 году будучи диктаторскими режимами, а Греция продолжала оставаться членом организации и после переворота «черных полковников» в 1967 году.

Надо понимать, что ОЭСР и ее ведущие члены заинтересованы во вступлении России. Без этого организация не сможет стать «подлинно глобальной структурой и обрести необходимую легитимность» в глазах мирового сообщества, особенно на фоне продолжающегося кризиса западной модели развития. Россия может стать своего рода «мостом» от ОЭСР к другим странам БРИКС.

Все, что нужно — тщательно взвесить все возможные риски от вступления в ОЭСР и постараться свести к минимуму их воздействие.

Вот так, по мнению чиновников, выглядит список экономических рисков для России:

1. Иностранные инвестиции.

Нам рекомендовано отказаться от запрета на открытие филиалов иностранных банков (он не был отменен при вступлении в ВТО), ограничений для страховых компаний с иностранным капиталом (будут сняты позже по условиям ВТО), а также либерализовать трансграничные операции с ценными бумагами и сузить перечень требований по доступу иностранцев в стратегические отрасли экономики, особенно в добычу природных ресурсов. Однако, все запросы носят рекомендательный характер и жестких требований ни по одной из позиции не предъявлено, так что можно просто подтвердить все обязательства, взятые при вступлении в ВТО и этим ограничиться.

2. Экология.

Потенциальная угроза состоит в том, что государству придется усилить регулирование природоохранной деятельности, что приведет к росту расходов предприятий, себестоимости продукции и услуг, снижения конкурентоспособности и усиления инфляционных факторов. Эти издержки неизбежны, но, в конечном счете, могут быть компенсированы общим улучшением экологической ситуации в стране и повышением энергоэффективности экономики.

3. Химия.

Наибольшую озабоченность вызывает требование о признании Россией данных испытаний иностранными лабораториями лекарств, пестицидов, косметики, пищевых добавок. В России соответствующая национальная лабораторная программа отсутствует, значит, придется признавать исследования, проведенные на территории других государств. До того, как российские лаборатории будут признаны ОЭСР годными для проведения таких работ, российским предприятиям-экспортерам придется проводить их за пределами страны, что повлечет за собой отток капитала, ведь средняя стоимость исследования одного вещества составляет 44 млн рублей.

4. Господдержка экспорта.

Потребуется введение четких правил предоставления экспортных кредитов — размера авансовых платежей, сроков и порядка погашения, размера процентных ставок — и государственных гарантий по ним. Предоставление услуг экспортерам может подорожать, а это уже скажется на стоимости экспортной продукции. Но несоблюдение норм ОЭСР в этой сфере связано с рисками применения против российских экспортеров экономических санкций, что нанесет серьезный удар по имиджу страны. Так что здесь лучше не экспериментировать.

5. Судостроение.

Обязательное условие для всех стран-участниц ОЭСР — предоставление опросных листов по субсидиям и другим мерам государственной поддержки. Проблема в том, что практически все российские судостроительные и судоремонтные предприятия имеют двойное назначение, являясь участниками оборонного заказа. Перед вступлением в ОЭСР нужно разграничить гражданское и военное судостроение, чтобы облегчить предоставление необходимых сведений. Кроме того, не все меры господдержки отечественного судостроения соответствуют нормам ОЭСР, а их гармонизация приведет к временному снижению конкурентоспособности предприятий.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *