ПРАЙМ: что могут предпринять развивающиеся страны, готовясь к непрекращающимся мировым экономическим потрясениям?

Долговой кризис в Европе и бюджетные риски в США ставят мир перед угрозой нового кризиса. Большинство развивающихся стран оправились после экономических потрясений 2008 года, но их возможности противостоять новым вызовам пока ограничены. Старший вице-президент и Главный экономист Всемирного банка Джастин Ифу Лин призывает лидеров развивающихся стран заранее готовиться к худшему сценарию развития событий: экономить бюджетные средства, сосредоточившись на адресной поддержке бедных, развивать «зеленые технологии», отменять «нефтяные субсидии» и не допускать появления на рынках ценовых пузырей.

Метеорологи, предсказывая приблизительный путь движения урагана, нередко советуют жителям соответствующих местностей «надеяться на лучшее, но готовиться к худшему». Этот призыв вполне можно применить и в отношении нынешнего глобального экономического климата и перспектив развивающихся стран.

Напряженное положение в бюджетной и финансовой сфере в Европе наряду с бюджетными рисками в США стали причиной резкого роста неопределенности среди инвесторов и потребителей во всем мире. Царящее на рынках беспокойство повышает вероятность менее благоприятных сценариев роста экономики в следующем году и диктует необходимость извлечения развивающимися странами уроков из кризиса 2008 года, чтобы защитить свою экономику от предстоящих бурь. Назовем это советом на 2012 и последующие годы.

Последствия этих явлений распространяются на финансовые рынки развивающихся стран, и нет ни одной страны, которая не была бы подвержена этой угрозе. Несмотря на то, что развивающиеся страны, в своем большинстве, быстро оправились от кризиса 2008-2009 годов, их возможности в плане проведения контрциклической политики сегодня не столь велики, как несколько лет назад. Имитационные модели Всемирного банка показывают, что в случае нарастания проблем темпы роста в развивающихся странах могут замедлиться с примерно 6 процентов в 2011 году до приблизительно 5,5% в 2012 году, а рост в странах с высоким уровнем дохода может упасть ниже 2% в 2011 и 2012 годах. А при резком ухудшении ситуации в странах с высоким уровнем дохода можно ожидать намного худших результатов.

Механизм, посредством которого финансовые проблемы богатых стран отражаются на замедлении роста экономики и сокращения масштабов бедности в развивающихся странах, отличается от страны к стране. Каналы трансмиссии включают торговые связи, уязвимые места в финансовой системе, а также риски, связанные с сокращением торговли и вложений в развитие инфраструктуры.

Ниже изложены пять мер, возможность применения которых может быть рассмотрена директивными органами развивающихся стран в порядке «подготовки к худшему» сценарию.

Анализ имеющегося «бюджетного пространства» и снижение неэффективности государственных расходов

Сегодня имеющееся у многих развивающихся стран «бюджетное пространство» (fiscal space) меньше того, что существовало накануне начавшегося в 2008 году кризиса. У 42% развивающихся стран бюджетный дефицит равнялся или превышал 4% ВВП в 2010 году. Органам государственного управления необходимо определить направления экономии средств и новые источники поступлений в целях создания «бюджетного пространства», требуемого для проведения контрциклических интервенций в случае еще одной вспышки кризиса. С наиболее острыми проблемами, вероятно, столкнутся более 50 развивающихся стран, потребности которых во внешнем финансировании превышают 5% ВВП. Страны, обремененные значительными объемами краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств с наступающими сроками погашения и дефицитами счета текущих операций, должны, в максимально возможной степени, изыскивать возможности для незамедлительного авансового финансирования этих потребностей в целях недопущения резкого урезания расходов государственного и частного секторов в будущем. Давление на бюджет может быть особенно ощутимым в странах-экспортерах нефти и металлов. Снижение цен на биржевые товары приводит к сокращению государственных доходов, что может повлечь за собой значительное ухудшение состояния сальдо государственных операций в странах-экспортерах нефти.

Выявление новых двигателей роста

Если мировая экономика вступит в период длительного замедленного роста, то для обеспечения действенности контрциклических интервенций необходимо будет сосредоточить внимание на проектах, способствующих созданию рабочих мест в краткосрочной перспективе и повышению производительности и ускорению роста в будущем. Органам государственного управления необходимо определить и включить в соответствующий перечень проекты, которые «готовы для инвестирования» и способны содействовать росту в среднесрочной перспективе, а не просто «готовые для немедленной реализации» проекты, направленные на краткосрочное стимулирование спроса. Вероятными кандидатами на включение в такой перечень являются меры по устранению недостатков в инфраструктурной области, «зеленые» инвестиции и профессиональная переподготовка. Если органам государственного управления удастся запустить такие проекты и программы, они смогут перейти от состояния пассивного отражения ударов кризиса к состоянию, способствующему расширению возможностей для долгосрочного устойчивого роста.

Мониторинг банковской системы в целях недопущения возникновения банковского кризиса

Органам государственного управления необходимо вести мониторинг надежности своих финансовых систем и повышать их устойчивость к шокам. Последний кризис показал, что наличие подверженных риску позиций по операциям с иностранными банковскими системами может привести к образованию факторов уязвимости. В случае существования таких позиций крайне важно иметь необходимые режимы регулирования, надзора и санации. Такие защитные механизмы помогают снизить остроту зарождающихся проблем, источниками которых являются особенно уязвимые и слабые финансовые учреждения. С 2008 года многие развивающиеся страны прибегают к проведению политики денежно-кредитного стимулирования роста и привлекают государственные банки к кредитованию в целях содействия оздоровлению экономики. Экономика некоторых стран, возможно, входит в состояние перегрева, что ведет к возникновению риска образования «пузырей» цен на активы (например, на рынках недвижимости или инструментов участия в капитале).

Еще один риск связан с ускорением процесса снижения степени левериджа в финансовом секторе. Некоторые страны в Европе и Центральной Азии зависят от европейских банков из стран с высоким уровнем дохода при проведении своих повседневных операций и потому подвергаются угрозе резкого сокращения объемов оптового финансирования и внутренней банковской деятельности. Если такие банки будут вынуждены продать свои иностранные дочерние учреждения, это может привести к резкому снижению оценок стоимости иностранных или отечественных банков в странах, характеризующихся широким иностранным присутствием, что может обернуться снижением коэффициентов достаточности капитала банков. В более общем плане можно отметить, что уменьшение темпов роста экономики и продолжающееся снижение цен на активы могут повлечь за собой стремительное увеличение числа необслуживаемых кредитов во всех уголках развивающегося мира. Для того чтобы такие условия не спровоцировали возникновение внутренних банковских кризисов, особенно в странах, объемы кредитования в которых значительно возросли в последние годы, необходимо проводить стресс-тестирование внутренних банковских секторов стран.

Укрепление систем социальной защиты

Органам государственного управления необходимо подготовиться к защите уязвимых слоев населения. Ограниченность «бюджетного пространства» говорит о необходимости придания более точной адресной направленности социальным программам. В 2008-2009 годах в ряде стран были приняты меры по укреплению программ социальной защиты. Данные и примеры практики стран, относящиеся к этому периоду, можно использовать в работе по совершенствованию и расширению таких программ. Специалисты Всемирного банка в области социальной политики стремятся извлечь уроки из реализации таких общенациональных программ, как Bolsa Familia в Бразилии и Oportunidades в Мексике. Чрезвычайно важно усилить такие программы до наступления кризиса.

Проталкивание реформ, которые, возможно, было бы непросто осуществить в обычных условиях

Кризис 2008-2009 годов и сегодняшнее состояние неустойчивости возникли за пределами развивающихся стран. Сейчас, возможно, наступил момент, когда необходимость ответа на экономические риски, порожденные внешними причинами, может позволить преодолеть внутренние сдерживающие факторы политэкономического порядка. Сокращение ненужных затрат и повышение качества государственных расходов могут оказать перманентное положительное воздействие на эффективность государственного сектора в долгосрочной перспективе (включая «зеленые» инвестиции). Хорошим примером является отмена расточительных субсидий на использование энергоресурсов (прежде всего, нефти), которые приводят к деформации стимулов и подталкивают к экологически вредной деятельности, и так же, как правило, носят регрессивный характер. Иными словами, сейчас открылась возможность для подготовки к проведению некоторых необходимых реформ, которые будут способствовать улучшению долгосрочных перспектив развития и могут быть быстро осуществлены в случае развития полномасштабного кризиса.

В нашем взаимосвязанном мире развивающиеся страны не могут быть полностью невосприимчивы к распространению последствий кризисных явлений, зародившихся в развитых странах. Если развивающиеся страны хорошо подготовятся к этому, они смогут успешно пережить шторм или разразившийся в полную силу ураган и внести свой вклад в восстановление глобальной экономики. Существуют обоюдовыгодные связи между развивающимися странами и глобальным процветанием. Развивающиеся страны служили локомотивом мировой экономики, обеспечив примерно две трети общемирового роста в последние пять лет. Сохранение динамики роста в этих странах имеет большое значение не только для продолжения их развития, но и для достижения глобальной стабильности.

Мировой кризис: последствия и перспективы

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.