Денег нет, держимся. В России обвалились продажи одежды и обуви

Денег нет, держимся

По итогам прошлого года в России впервые с 2015-го упали продажи одежды и обуви, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на статистику Fashion Consulting Group (FCG). Оборот рынка упал на 3-4%, до 2,26-2,29 триллиона рублей, и вернулся на кризисное «дно» 4-летней давности.

Даже с учетом трансграничной онлайн-торговли продажи сжались на 4%, до 2,5 трлн рублей, подтверждает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Относительно 2014 года россияне потратили на одежду и обувь на 9,6% меньше в номинальной сумме. Если же учесть накопленную инфляцию (43%), то обвал становится почти двукратным.

«Средства, которые люди могут потратить на категории «одежда» и «обувь», продолжают сокращаться. А одежда и обувь продолжают оставаться главной статьей экономии в российских семьях, опережая даже развлечения вне дома», — говорит гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс.

По данным Nielsen и Conference Board, на третий квартал на одежде экономили 56% россиян, на развлечениях — 52%, на отпуске — 34%.

Потребительский спрос заморожен повышением НДС и ростом долговой нагрузки, объясняет Лебсак-Клейманс: за год люди взяли в банках 2,5 триллиона рублей новых займов, чтобы свести концы с концами и позволить себе товары за пределами базовых потребностей. Накопив 17,4 триллиона рублей долга перед банками, россияне побили рекорд закредитованности: по данным Fitch, каждому четвертому заемщику, приходится отдавать в оплату кредита больше 80% доходов.

Сокращение продаж на fashion-рынке в деньгах связано прежде всего с падением реальных доходов населения, говорит партнер Deloitte Егор Метелкин. Но, согласно Росстату, доходы уже в плюсе, пишет Финанз.ру. Изначально рост оценивали в 0,2% за январь-сентябрь, а за сутки до декабрьской пресс-конференции президента Владимира Путина пересмотрели до 0,8%.

Росстат видит и рост зарплат — на 7,5% в номинальном выражении и на 3,3% в реальном. Но потребители продолжают «спускаться вниз по шкале доступности», говорит Метелкин: из среднего сегмента — в массовый, из массового — в категорию дискаунтеров и подержанных вещей.

По расчетам Watcom Group, показатель Shopping Index в московских торговых центрах (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в 2019 году оказался на 17% ниже уровня 2013 года.

Частично в этом виновата аномально теплая погода, из-за которой упал спрос на зимние вещи, считает президент одежной сети Baon Илья Ярошенко. По его прогнозу, в 2020 году fashion-рынок ждет стагнация и дальнейшее перераспределение каналов продаж, в частности, за счет роста онлайн-сегмента.

Каких-то серьезных изменений к лучшему в 2020 году не предвидится, считает Метелкин: многие бренды уже ожидают потенциальную рецессию и сжимают инвестиционные бюджеты.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *