Россияне стали меньше есть, и ноутбуки им теперь не по карману

Кризис и потреблениеВ то время как Росстат отчитывается об увеличении розничного товарооборота, россияне сокращают потребление продуктов питания, сообщает Финанз.ру. Если считать покупки продовольствия не в денежном выражении (на что влияет инфляция), а в физическом объеме (килограммах), то на конец 2018 года граждане РФ потребляли на 11% продуктов, чем в последнем докризисном 2013 году, подсчитали эксперты «Центра развития» ВШЭ.

Обвальное падение потребления еды состоялось в 2015-16 гг — на 9% и 5,2% соответственно. В последующие два года россияне стали есть больше, однако прирост — на 3,2% за два года — компенсировал лишь треть от «шока» первых двух лет кризиса.

По сравнению с 2013 годом россияне сократили потребление рыбы на 0,6 килограмма на человека в год — до 21,7 кг.

Фруктов и ягод люди стали есть меньше на 3,9 килограмма на человек в год — 73,7 кг. Потребление молочных продуктов сократилось в среднем на 1,8%, или 4,8 килограмма на человека ежегодно (265,5 кг), сахара — на 300 гр в среднем подушевом пересчете (-0,9%, 31,3 кг в год).

Даже картофеля россияне стали есть меньше: в 2013 году это было в среднем 60,6 кг на человека в год, а в прошлом — 58,7 кг.

Впрочем, одновременно на 5,4%, или 4,6 килограмма в год, выросло потребления мяса и мясных продуктов.

«Снижение в среднедушевом рационе населения фруктов в значительной степени за счет соков) сопровождалось увеличением потребления овощей на 7,6 кг. Увеличение наблюдалось по огурцам и помидорам, корнеплодам, луку и чесноку, арбузам и дыням, а также бахчевым и прочим овощам», — констатирует замдиректора «Центра развития» ВШЭ Светлана Мисихина.

Чтобы сохранить энергетическую ценность питания при снижении реальных расходов на него, люди оптимизируют свое потребительское поведение, например, покупая товары по акциям и со скидками, добавляет она.

В 2018 года доля россиян, покупающих товары со скидками, достигла 50,6%, тогда как в 2016 году она составляла 41%. «Это распространяется и на продукты питания: доля респондентов, переключающихся на более доступные (в том числе приобретаемые по акциям) продовольственные товары, увеличивалась», — отмечает Мисихина.


Россияне стали меньше есть

Продажи ноутбуков в России рухнули на 30%

Кризис доходов населения, который не прекращается в России шестой год подряд, может получить новую жертву на рынке розничной торговли — сети, торгующие электроникой. Продажи ноутбуков и ПК, которые росли в последние два года, благодаря буму потребительского кредитования, свалился в штопор в 2019 году, пишет Финанз.ру.

На фоне падающего уровня жизни и повышения НДС по итогам первого квартала продажи ноутбуков сократились на 17,8%, а во втором — обвалились на 29,8% в годовом выражении (до 721 тысячи штук). Об этом сообщает CNews со ссылкой на ежеквартальное исследование аналитиков IDC (PC Quarterly Tracker).

Продажи настольных ПК продолжали расти по инерции в январе-марте (на 6,3%), однако во втором квартале и этот сегмент начал сжиматься. Поставки упали на 4,5% год к году до 425 тысячи единиц.

Рынок компьютеров в целом два квартала подряд сокращается двузначными темпами, причем скорость спада ускоряется: в январе-марте поставки упали на 10,5%, а по итогам апреля-июня — рухнули на 22,1%.

Происходящее было вполне ожидаемым, говорит менеджер программы исследования рынка персональных компьютерных устройств в IDC Россия Наталья Виноградова: «Российские потребители обеспокоены экономической ситуацией в стране на фоне падения реальных доходов населения и продолжают усиливать режим экономии в повседневных тратах».



По данным Росстата, за 2014-18 гг реальные располагаемые доходы россиян обвалились на 8,5%. За первое полугодие 2019-го люди обеднели еще на 1,3%.

Ждать существенных позитивных изменений на рынке оснований нет, пессимистична Виноградова. «Спрос будет оставаться достаточно сдержанным, за исключением некоторых категорий продукции, продажи которых растут быстрее средних рыночных показателей», — говорит она.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.