Диагноз — квалификационная яма и кадровый разрыв
Почти у 34 млн человек, работающих в России, избыточные или недостаточные для выполняемой работы компетенции, и они попадают в «квалификационную яму». Такие данные содержатся в докладе BCG и World Skills «Массовая уникальность — глобальный вызов в борьбе за таланты».
Указывается, что каждый третий работник в мире сталкивается с этой проблемой. В «квалификационной яме» находится около 1,3 млрд сотрудников, а к 2030 году их число увеличится на 100 млн.
Сообщается, что в 2017 году из-за кадрового разрыва мировой ВВП недополучил $5 трлн.
Как отмечают в BCG, причины возникновения «квалификационных ям» в разных странах могут различаться.
«Глубина необходимой трансформации системы образования и рынка труда будет зависеть от уровня развития человекоцентрического подхода, а также от особенностей каждой конкретной страны», — указали в компании.
Там добавили, что в ближайшие десять лет качественный переход к новому типу социального контракта может увеличить рост ВВП в разных странах на 0,5–2% в год.
Комментарий Никиты Кричевского
О чем говорят результаты исследования Boston Consulting Group (BCG) и «Ворлдскиллз Россия» (примем их выводы на веру), согласно которым 45% работников российской экономики находятся в «квалификационной яме»?
Во-первых, о том, что в России положение с квалификацией работников не самое удручающее, хотя и плохое: хуже в Бразилии, Мексике и ЮАР, где в «квалификационной яме» 51% работников (в Европе – 37%). Во-вторых, это общемировая тенденция – каждый второй работодатель в мире не может найти на открытую вакансию сотрудника с необходимой квалификацией. В-третьих, и в главных, ради чего пишется эта заметка: итоги обзора – это плевок в сторону российского образования, в первую очередь, высшего.
Союза уже 27 лет нет, а система высшего образования сохранила прежние социалистические черты (и намерена делать это и впредь) – она дает специализацию для экономики, но не для индивидуума, не учитывая устойчивый мировоззренческий тренд от человечности к человеку. У нас, как и прежде предпочитают готовить гуманитариев на все руки: юристов, экономистов, социологов, политологов, маркетологов, журналистов, психологов и проч. Понимая, что полученные знания, скорее всего, не пригодятся, просто рабочих мест на всех не хватит, однако продолжая гнуть свою линию, потому что так проще и выгоднее, к тому же преподавательские кадры либо еще советские, либо подготовленные по советским образцам.
Симптоматично, что в докладе Россия отнесена к кластеру экспортеров талантов с образованным, но стареющим населением. В странах этого кластера сильное среднее и высшее образование, но люди долго ищут работу и не чувствуют себя уверенно на рынке. Это также следствие недостатков позднесоветского и постсоветского высшего образования – кто, как не выпускники 80-х и 90-х определяют сегодня погоду в экономике? К тому же учиться, в первую очередь, у иностранцев мы не хотим, да и высококвалифицированных иностранцев в стране, особенно после известных событий, раз два и обчелся.
Наконец, фриланс, частичная и теневая, но некриминальная занятость – еще один общемировой тренд. Где, в каком вузе есть курс по неформальной занятости, программа которого помогает ориентироваться в хитросплетениях работы без конфликта с государством? Нигде, а ведь индивидуализация, атомизация производственных процессов, а также организация работы с фрилансерами – один из козырей для выхода из стремительно окружающего нас экономического болота.
В общем, грустно, господа.