Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Михаил Крутихин: Когда транзит российского газа через Украину прекратится, Кремль начнет шантажировать Европу

Михаил Крутихин«Нафтогаз Украины» готовится к полному прекращению транзита российского газа по окончании 2019 года, заявил исполнительный директор предприятия Юрий Витренко. По его мнению, «Газпром» в своих действиях руководствуется политическими, а не экономическими факторами. Ранее руководитель газового дивизиона «Нафтогаза» Андрей Фаворов сообщил, что компания ожидает сбоя в транзите газа, который продлится около трех месяцев. О том, какие альтернативные пути транзита может задействовать «Газпром» в этом случае, The Insider рассказал партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

Ситуация довольно простая. Мы понимаем, что к 1 января у «Газпрома» не будет альтернативных маршрутов. С турецким маршрутом — так называемым «Турецким потоком» — вообще все зависло и непонятно, что будет дальше, сейчас идут непростые переговоры с турками. Кроме того, совершенно неясно, как эта труба будет входить на территорию Евросоюза — то ли через Болгарию, то ли через Грецию. В каких объемах, чей это будет газ, не могут ли турки как-то помешать этому.

С «Северным потоком 2» тоже до сих пор ничего непонятно. C Данией не решен вопрос, не решен вопрос в Германии с трубопроводом, который должен принимать этот газ на территории Германии и доставлять его вплоть до Австрии через Чехию. К 1 января все эти вопросы еще не будут решены, и «Газпром» должен будет продлить каким-то образом соглашение по транзиту через Украину.

Даже если вдруг каким-то чудом «Газпром» через короткий промежуток времени построит и пустит в ход «Турецкий поток» и «Северный поток 2», на то, чтобы переключить объемы поставок с украинского транзита на эти два маршрута, потребуется значительное время. Сразу это не делается. То есть «Газпром» должен удовлетворить, скажем, Италию или Молдову, или какие-то другие точки потребления по пути этого стандартного украинского маршрута, а это пока невозможно сделать.

В связи с этим возникает следующая проблема: сейчас договориться о новом соглашении «Газпром» не в состоянии и предложил продлить существующий контракт. Это невозможно. Почему? Потому что существующее соглашение с 2009 по 2019 год заключалось с «Нафтогазом Украины». Но с 1 января украинцы заменяют «Нафтогаз Украины» новой компанией, которая по европейским стандартам будет независимым оператором газотранспортной сети. Называться это будет МГУ — Магистральные газопроводы Украины. Компания есть, но до 1 января у нее нет никаких прав вести переговоры.

С 1 января мы видим ситуацию, когда у «Газпрома» в принципе есть соглашение с европейскими потребителями о поставках газа, но нет никакого соглашения по транзиту через украинскую территорию. Значит, надо будет срочно с этим новым контрагентом, который будет управлять украинскими трубами, заключать что-то новое — непонятно, что. Скорее всего, на скорую руку, это будут какие-то временные контракты — на месяц, может быть, на три месяца — на какие-то поставки.

Заключить длительное соглашение, как хотят украинцы, не получится вот по какой причине: «Газпром» рассчитывает, что будет постепенно переключать объемы украинского транзита на «Турецкий поток» и на «Северный поток 2». Постепенно. Скорее всего, потребуется лет пять, чтобы полностью всех потребителей переключить на новые маршруты. На эти пять лет «Газпром» не может заключить постоянного соглашения, потому что переключение будет постепенным. За один год они отключат каких-то одних потребителей, потом еще каких-то потребителей и потихонечку будут переводить маршруты на Балтийское море и Черное море. Сразу не получится.

Украина хотела бы долгосрочный контракт, конечно. Этому мешает, естественно, нерешенность всех проблем с «Нафтогазом». Поскольку «Газпром» должен «Нафтогазу» 2 млрд 600 млн долларов, и в принципе он готов это все оплатить, потому что Стокгольмский арбитраж так решил. А «Газпром» еще в 2009 году подтвердил, что не будет оспаривать никакого решения Стокгольмского арбитража. То есть все, вроде надо платить. Но «Газпром» не может заплатить эти деньги, поскольку у него нет разрешения из Кремля. Вот это большая проблема.

Я думаю, Кремль будет противиться урегулированию отношений с «Нафтогазом Украины». Он не может психологически примирить себя с тем, что украинцам надо что-то заплатить. Когда наступит 1 января, скорее всего, российское руководство начнет шантажировать Европу, говоря: видите, украинцы не готовы с нами заключать соглашение, и поэтому мы прекращаем поставки в самый разгар отопительного сезона. Будут возникать напряженные моменты, которые могут быть погашены временными соглашениями, временными контрактами на прокачку каких-то объемов зимой из России в Европу. Но выльется ли это во что-то, я не уверен.

Я не исключаю, что может возникнуть новая ситуация, если будет добрая воля со стороны Москвы. Украинский транзит может быть еще востребован, например, если европейским потребителям удастся перезаключить контракты с «Газпромом» на получение газа на границе России с Украиной. И тогда газотранспортная система Украины может просто по контракту уже с европейскими потребителями этот газ прокачивать. Скажем, «Газпром» продал газ на границе России и Украины, а дальше уже европейские потребители с украинскими трубами заключают контракты на прокачку и действуют совершенно по-другому. Но до сих пор «Газпром» был против такой схемы, хотя она представляется очень логичной.

Источник — The Insider

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *