Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Приключения «Роснефти» в Венесуэле

Роснефть: корпорация-монстрС 2010 года «Роснефть» вложила в проекты в Венесуэле около $9 млрд и еще не покрыла расходы, говорится в расследовании агентства Reuters — подсчеты сделаны на основе ежегодных докладов «Роснефти», открытой информации и внутренних документов. Венесуэльская PDVSA замораживала добычу на совместных проектах, занижала добычу в отчетности и даже тайно использовала совместный бюджет для нужд местного населения.

В то время как в 2015 году многие международные нефтяные компании уходили из Венесуэлы или замораживали инвестиции, «Роснефть» наращивала долю в совместных предприятиях с PDVSA и выдавала ей новые кредиты, узнал Reuters из многочисленных внутренних документов компании, покрывающих период с 2012 по 2015 год.

Проблемы «Роснефти» в Венесуэле начались почти сразу

В ноябре 2012 года на месторождениях совместного проекта «Хунин-6» PDVSA без согласования с российскими партнерами остановила одну из четырех буровых установок и увезла ее с месторождения. Работе там также мешали протесты местных жителей. Доставка запчастей для бурения затягивалась на 10–18 месяцев, из-за чего буровые установки простаивали 37% времени, а на одну скважину уходило 49 дней вместо 22. В итоге за 2012 год было пробурено лишь 6 скважин из запланированных 47, а объем добычи за год составил 21,4 тыс. баррелей вместо планируемых 20 тыс. баррелей в сутки.

Разработка «Хунин-6» идет с трудом до сих пор, сообщили Reuters лидеры профсоюзов. На месторождениях работает лишь несколько из десятков буровых установок, у рабочих нет базовой экипировки, в офисах PDVSA не хватает бумаги, сотрудники массово увольняются, сотрудники «Роснефти» в Венесуэле часто страдают от нехватки воды.

Почти сразу после запуска проекта «Роснефть» более чем за $300 млн выкупила доли своих российских партнеров по проекту «Хунин-6» — «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и ТНК-BP.

«Оглядываясь назад, многие люди в «Лукойле» вздохнули с облегчением, что не нужно было вкачивать миллиарды в Венесуэлу», — сказал агентству один из топ-менеджеров консорциума «Хунин-6». Единственным российским партнером «Роснефти» в проекте остался Газпромбанк.

В 2012 году PDVSA без согласования с «Роснефтью» забрала из бюджета «Хунин-6» $12 млн на соцнужды местного населения, которое насчитывало 350 человек. После проверки денежных потоков в СП российская компания обнаружила, что ее венесуэльский партнер занизил объем поступлений от продажи нефти примерно на $700 млн, позднее сумма была оспорена PDVSA до $500 млн. Дивидендов российская сторона также не получила — к концу 2015 года долги СП достигали $337 млн.

Тревогу о плохом финансовом положении PDVSA в 2015 году били и топ-менеджеры, и внутренний аудитор компании. Глава «Роснефти» Игорь Сечин был в курсе ситуации — он даже поручал принять меры для спасения положения: установить измерительные станции для того, чтобы следить за поставками и объемом продаж, привлечь собственных подрядчиков.

Трудности ждали «Роснефть» и на четырех других совместных с PDVSA проектах — там компания столкнулась с задержками бурения из-за низкого качества работ, сломанным компрессором и снижением производства. К концу 2017 года «Хунин-6» все еще находился на этапе разведки, прогноз пика добычи на месторождении на прошлый год был в два раза ниже 2015 года, СП «Бокерон и Петропериха» — убыточны, проект «Петромонгас» также не оправдывает ожиданий.

В чем смысл?

Компания наращивала инвестиции в Венесуэле по политическим соображениям, пишет Reuters — эту очевидную мысль агентству подтвердили сразу четыре источника с российской и с венесуэльской стороны. Компания должна помочь союзникам Кремля удержаться на плаву. «С самого начала это был чисто политический проект. Мы все должны были внести свою долю», — заявил топ-менеджер российской нефтяной компании, которая была партнером «Роснефти» в Венесуэле. Сечин — ближайший соратник и давний подчиненный Владимира Путина — лично контролировал выстраивание деловых отношений с венесуэльцами.

Сечин до сих пор часто просит показывать ему сообщения для Николаса Мадуро перед их отправкой и добавляет фразу «Viva la revolucion!», рассказал агентству бывший сотрудник компании.

Реакция

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отверг предположение агентства об инвестициях «Роснефти» в Венесуэле по указке Кремля и заявил, что госкомпания ведет бизнес в интересах своих акционеров. Комментируя данные Reuters, пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил: «Их [агентства] цифры ни на чем не основаны, по фактуре — это дешевое вранье и бабьи сплетни».

Лиана Фаизова, The Bell

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *