Антикризисная оптимизация штата. Кого оставить в строю?

УвольнениеКризис – время сокращения расходов, увольнения сотрудников и оптимизации структуры для любой компании. Но, особенно остро этот вопрос стоит в сфере малого бизнеса. Здесь один неверный шаг может повлечь за собой роковые последствия. Уволите ключевых сотрудников, на которых держалась вся работа – и фирма превратится в руины. Оставите всех, снизив зарплату – упадет результативность труда, да и расходы на зарплату все равно останутся высокими.

Кого же увольнять в первую очередь? Давайте попробуем оценить всех ваших работников по двум критериям – сколько денег они приносят компании, и какую нагрузку они выполняют.

Поясню – бухгалтер по определению не может зарабатывать деньги для компании, но не станете, же вы его увольнять – без бухгалтера сейчас не обойтись. Точно так же, когда обновляете 1С, то важно доверить это профи — иначе придется месяцами устранять последствия потери данных. Хотя, конечно существует вариант встать на обслуживание в фирме, которая специализируется на подобных услугах, но в этом случае никто не поручится за сохранность ваших данных. А денег вы сэкономите не так много, чтобы можно было рисковать. Таким образом, бухгалтера придется оставить, согласно второму фактору. Всех же, к кому второй фактор неприменим – строго оцениваем и в случае необходимости принимаем меры.

Менеджеры и их помощники

Для начала прошерстите всевозможных офис-менеджеров, секретарей, помощников коммерческих директоров и прочих, похожих на них сотрудников. От них можно избавиться в первую очередь, не понеся излишних потерь. За ними следом – присмотритесь к директорам. Да-да, именно к ним, если они конечно у вас в организации есть. Если они работают эффективно, то оставьте их в покое. Если же нет – попытайтесь изменить ситуацию к лучшему или увольняйте их.

Если, например, коммерческий директор у вас курирует продажи, плюс у вас есть еще начальник отдела продаж, непосредственно работающий с менеджерами – кого-то из них вам придется уволить. Либо отправить обоих на работу с ключевыми клиентами, если последних на всех хватит.

Продажники

Отдельно стоит поговорить об отделе продаж – здесь всех переводите на проценты. Это встряхнет сотрудников и даст им лишнюю мотивацию. К тому же автоматически отсеются самые слабые звенья – некоторые сотрудники уволятся сами, решив, что найдут работу лучше. Это их право – пусть ищут, не беспокойтесь о них. Если они в себе не уверены, то не могут эффективно продавать, а, следовательно, не нужны вам в качестве работников.

Можете объявить о наборе свежих сотрудников на должности агентов по продажам. Платите им проценты от продаж – может быть, они принесут вам заказы, которые пропустили ваши штатные «продажники». Можете даже размещать агентов в «home-офисе», проще говоря – у них дома. Объявите конкурс на объем продаж за месяц – пусть участвуют и агенты и штатные сотрудники – еще один способ мотивации.

Антикризисная оптимизация штата

Маркетологи

Идем дальше – всех рекламщиков, пиарщиков и креативщиков жестко проверьте на профпригодность. Они должны либо быть настоящими асами своего дела, либо не должны у вас работать. Как определить – какой он, как специалист, если вы сами разбираетесь в рекламе на базовом уровне? Попросите его (или их) разработать план по продвижению вашего бренда на рынке в условиях кризиса, сроком на квартал. Дайте ему расчеты по бюджеты и попросите сделать за сутки каркас плана. А через сутки – пусть изложит вам свои наработки.

Знаете, даже если вы не очень хорошо разбираетесь в рекламе – вам будет понятно – насколько качественный этот план. Если там нет ничего нового – одни шаблоны и стандартные схемы, то не стоит платить деньги такому рекламщику. А если вы сами разбираетесь в этой сфере деятельности – можете смело убирать из своего штатного расписания всех сотрудников, которые связаны с рекламой, связями с общественностью и маркетингом. Все необходимы мероприятия вы сможете, в этом случае организовать самостоятельно, используя в качестве дополнительной рабочей силы, если она понадобится – фрилансеров. Тем более, что фрилансеров от рекламы – сейчас на рынке полно, именно на них пришелся первый удар кризиса.

Производственники

В случае, когда у вас функционирует свое производство – этот сегмент работников, тоже, безусловно, надо оптимизировать, но здесь надо действовать осторожнее – обычно непосредственно на производстве лишних людей намного меньше, чем среди «офисного планктона». Подход к этой категории сотрудников необходимо формировать на основе специфики вашего производства – общие советы тут не подойдут.

То же самое касается и ваших отделов по работе с поставщиками и всех остальных сотрудников, которые работают не с клиентурой, а трудятся над выполнением заказов. Тут основным критерием является их загруженность. Если работу, которую делают пять человек, могут эффективно выполнять трое – выбирайте двух кандидатов и увольняйте их.

Подводя итог – не смущайтесь и не бойтесь проводить оптимизацию своего бизнеса. Если вы сегодня не сократите сотрудников – завтра кризис сократит ваш бизнес.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *