Очередная стройка века: РЖД жаждет повысить пропускную способность БАМа

РЖДОАО РЖД планирует в ближайшее время приступить к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) второго Северомуйского тоннеля, который увеличит пропускную способность этого участка БАМа до 100 млн тонн в год. Стоимость проекта — около 100 млрд рублей, пишет «Коммерсант».

По словам источников газеты, весь проект пока оценивается примерно в 100 млрд рублей, но сумма будет зависеть от выбранного проекта.

Собеседники «Коммерсанта» поддерживают идею провести относительно недорогое (300–500 млн руб.) ТЭО сейчас, а решение о самой стройке отложить на будущее: конъюнктура угольного рынка может не оправдать инвестиции.

ТЭО Северомуйского тоннеля-2 на БАМе должно быть готово к 20 декабря, следует из протокола поручений по итогам совещания у вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака 13 августа. Обеспечить разработку поручено Минтрансу, Минэкономики, ОАО РЖД и Совету потребителей монополии.

О необходимости проработки строительства второго Северомуйского тоннеля на заседании президентской комиссии по ТЭК 27 августа говорил глава ОАО РЖД Олег Белозеров.

«Это бутылочное горлышко на БАМе, — пояснял он. — Для того чтобы развивать Дальний Восток, нам нужно будет увеличивать объем перевозок. Если мы построим второй тоннель, то это даст возможность провозить не 16 млн, а 100 млн тонн грузов». Но он назвал естественным ограничением срок строительства: «Он 15 км, и даже при нынешних технологиях это будет где-то десять лет». Господин Белозеров призвал как можно раньше приступить к первоначальному ТЭО.

В ОАО РЖД и Минтрансе от комментариев отказались.

Самый длинный на железных дорогах РФ Северомуйский тоннель на БАМе (15,3 км) введен в 2003 году после 26 лет стройки. Олег Белозеров отмечал, что сейчас тоннель пропускает 16 пар поездов в сутки. Источник издания в отрасли говорит, что фактически несколько больше: узкие места можно пройти пакетным графиком. Сохранился и Северомуйский обход БАМа: по покачивающемуся Чертову мосту пропускают сегодня только порожние составы.

По словам другого источника, расширение тоннеля до 100 млн тонн даст прирост провозной способности порядка 30–50 млн тонн в год. «Вопрос — будут ли те миллионы тонн, сколько они будут стоить и сколько будет длиться строительство, — говорит он.— И если, потратив 300–500 млн рублей на проектирование, можно получить четкий ответ, это практично, так бы поступил любой частный инвестор».

Старт разработки ТЭО тоннеля, говорит один из источников «Коммерсанта», будет зависеть от того, войдет ли этот пункт в протокол заседания президентской комиссии по ТЭК. В тех версиях проекта протокола, которые видело издание, пока такого пункта нет.

ОАО РЖД планирует начать стройку не ранее 2025 года, если темпы роста экспорта угля сохранятся к тому моменту. По мнению эксперта, если темпы роста погрузки угля до 2025 года выглядят достоверными, то за горизонтом 2035 года возникает масса развилок, касающихся конъюнктуры угля. И отнесение решения на 2025 год кажется вполне оправданным, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Кризис в России: прогнозы ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.