Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Американская элита едина в торговой войне против Китая

Китай против СШАСША расширили список китайских товаров, облагаемых пошлинами в 25%. Он включает 279 товарных позиций, среди которых – железнодорожное оборудование, детали для поездов и трамваев, кабели и многое другое. Ограничения вступят в силу 23 августа. Китай заявил о введении ответных мер, но его пошлины будут гибкими – от пяти до 25%. Таким образом, торговая война между Вашингтоном и Пекином не только не прекращается, но только набирает обороты. Уже сейчас мэр Лос-Анджелеса опасается падения роста экономики мегаполиса и роста безработицы, однако эксперты Накануне.RU считают, что на самом деле элиты США едины в стремлении ограничить импорт из КНР.

Судя по всему, торговая война с крупнейшим экономическим партнёром уже негативно сказывается на экономике Китая. Согласно статистике, приведённой министерством коммерции КНР на прошлой неделе, по сравнению с позапрошлой на 2,2% выросла цена на свинину, на 1,9% подорожали куриные яйца, незначительно поднялись цены на арахисовое и рапсовое масло (0,2% и 0,1%). На 0,4% снизилась цена на рис.

Из непродовольственных товаров сталь подорожала на 0,9%, цены на арматуру и стальные трубы выросли примерно на 1%, в то же время стоимость свинца, меди и никеля снизилась на 4%. Кроме того, китайские власти объявили о повышении розничных цен на бензин и дизельное топливо – тонна этих продуктов подорожает на 70 юаней.

В то же время, курс китайской валюты достиг своего минимума за 15 месяцев. Насколько эти процессы связаны с «войной пошлин», сказать пока сложно, ведь, например, действие последнего пакета ещё не началось и их долгосрочные последствия экономикам двух стран только предстоит ощутить.

Введение 25%-ных пошлин осложнит торговлю между КНР и США, но не прекратит её полностью. Как рассказал Накануне.RU руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов, нынешние тарифы, всё же, не запретительные в чистом виде, а носят, скорее, ограничительный характер. Очевидно, что Китай не смог договориться с Дональдом Трампом о том, чтобы заключить сделку «нужное в обмен на ненужное» – то есть Китай продаёт то, что нужно американским потребителям, а покупает то, что ему фактически не нужно – потому что американские товары завышены в цене. По этой причине сальдо торгового баланса было отрицательным для США. Сделка не состоялась, Трамп всё же смог продавить линию, что нужно вводить пошлины, которые будут всё выше и выше.

В настоящее время лидеры Компартии Китая находятся на закрытом совещании в Бэйдайхэ и, вероятно, до его окончания министерства КНР избегают выступать с какими-либо внешнеполитическими заявлениями. В частности МИД КНР уже несколько дней не публикует текстов своих брифингов. Однако, напомним, на одном из последних таких мероприятий спикер китайского внешнеполитического ведомства Гэн Шуан заявил, что импульсивные поступки (в числе которых – и повышение пошлин) навредят прежде всего самим Соединённым Штатам.

Однако борьба с китайским импортом – едва ли «импульсивный шаг» Трампа единолично, а, скорее, часть хорошо спланированной стратегии. Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин обратил внимание в беседе с Накануне.RU, что, несмотря на холодную внутриэлитную войну против Трампа, американская элита едина в стремлении освободиться от экономической зависимости от Китая. Эту политику начал ещё Барак Обама, пытаясь создать Транс-Тихоокеанское партнёрство, направленное на отрыв Юго-Восточной Азии от Китая. Трамп проводит ту же самую политику, только передвинув линию конфронтации с границ Китая до границ США.

Кроме того, ещё с момента своей избирательной кампании одним из важнейших обещаний Дональда Трампа было возвращение производства на территорию США. Здесь сокращение китайского импорта – также важное необходимое условие, нежели импульсивный порыв. Михаил Делягин обращает внимание на то, что для балансирования экономики, обеспечения экономического роста, привлечения капиталов в Соединённые Штаты нужно повышать ключевую процентную ставку. И сейчас вопрос только в скорости её повышения. Это, в свою очередь, означает, что доллар, как минимум, не будет слабеть, а, скорее всего, будет несколько укрепляться, а конкурентоспособность Соединённых Штатов будет снижаться.

Параллельно укреплению курса доллара будет снижаться стоимость юаня. Однако этот процесс, хотя и связан с торговой войной, но не вызван ей как таковой. Экономист Василий Колташов отмечает, что причины лежат скорее в политике КНР предыдущих лет, когда Поднебесная долго стимулировала свою экономику за счёт денежной эмиссии и дешёвых кредитов.

Эксперт полагает, что ослабление юаня – это долгосрочная перспектива, но оно не спасёт китайские товары от американского таможенного протекционизма:

«Я думаю, что это не конец, что 25%-е пошлины на определённую группу товаров – это не финал, США продолжат наступление на Китай, на его импорт и будут дальше расчищать американский рынок для своих производителей. Проблема лишь в том, что стоимость производства в США от этого не станет ниже. А вот ослабление юаня может несколько укрепить позиции китайских экспортёров».

Торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира ставит вопрос о функционировании глобальной экономической системы. Напомним, протекционистские меры Трампа привели фактически к тому, что США могут сами оказаться в изоляции от мирового сообщества – ведь против них выступает не только Пекин, но и, например, Брюссель. Китай же ведёт переговоры по торговле с Европой и старается активнее работать в многосторонних международных форматах, таких как БРИКС. Впрочем, по мнению экономиста Михаила Делягина, нынешняя ситуация может несколько замедлить рост мировой торговли, но даже в случае, если США удастся перенести производства к себе, её объём значительно не изменится.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *