Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Иностранные банки, которые остались на российском рынке, хорошо представляют, куда они идут

Банки с иностранным участием сегодня занимают на отечественном рынке особое положение. Их осталось совсем немного, они научились работать на стыке российских и международных норм регулирования и одновременно оставаться в рамках моделей своих материнских компаний. О том, как живется сегодня в России одному из таких банков, имеющему к тому же специализированную направленность, порталу Finversia.ru рассказала Елена Кудлик, заместитель председателя правления, финансовый директор ипотечного банка «ДельтаКредит».

— Елена, ваш банк является подразделением одного из трех «последних могикан» с иностранным участием, которые остались на российском рынке. Можете раскрыть секрет, что вас здесь все еще удерживает?

— Конечно, если сравнить количество иностранных банков в 2008 году и сейчас, то оно значительно уменьшилось. Но как раз именно те игроки, которые остались на рынке, четко понимают, чего они хотят. У них есть четкая стратегия развития. Есть определенные риски роста, но банки их гораздо лучше контролируют, чем это было в 2012-2014 годах, и тем более потом – в кризис. Рынок в России сейчас хороший, экономика постепенно стабилизируется. Поэтому те иностранные банки, которые остались на российском рынке, хорошо представляют, куда они идут. Они видят, что российский рынок является одной из наиболее перспективных платформ для роста.

— Какие риски для вас наиболее актуальны, и какую роль в этом плане играет ваше иностранное происхождение?

— Когда страна выходит из кризиса, доходы населения начинают постепенно увеличиваться, соответственно растет рынок потребительского кредитования. Возникает риск его перегрева. И банкам здесь нужно все очень тонко контролировать.

В 2017 году реальные располагаемые доходы населения снижались, но потребкредитование уже начало расти. И следует сказать, что банки, уже наученные горьким опытом, сейчас гораздо более серьезно подходят к процессу андеррайтинга, понимают, где есть риски, кого можно, а кого нельзя кредитовать.
Кроме того, ЦБ РФ вводит свои ограничения. К примеру, даже для ипотечного кредитования с начала этого года были введены повышенные коэффициенты риска для кредитов с первоначальным взносом менее 20%. Это одна из мер регулятора, которая нацелена на то, чтобы рост не был слишком быстрым. Есть также регламенты регулятора по ограничению максимальной процентной ставки. В ближайших планах – введение контроля за соотношением совокупного долгового обязательства и дохода заемщика.

Все эти меры в сочетании с инициативами самих кредитных организаций позволяют минимизировать риск перегрева рынка потребительского кредитования.
Какой еще ключевой риск у нас есть? Он касается конкурентных условий. У банков с государственным участием несколько ниже стоимость фондирования, они могут себе позволить предлагать кредиты по более низким ставкам, создавая сложную конкурентную обстановку на рынке. Хотя с сентября прошлого года ставки у всех находится примерно на одном уровне.

— Существует устойчивое мнение, что для банков, главные офисы которых находятся за рубежом, фондирование дешевле.

— На текущий момент это ошибочное мнение. Если мы будем деньги привлекать в валюте и делать своп в рубли, то это будет достаточно дорого. Это работало до 2008 года. И на тот момент кредитование было в основном в долларах США. Сейчас это уже не работает.

Банк «ДельтаКредит», Русфинанс Банк, Societe Generale Insurance и АЛД Автомотив образуют вместе с Росбанком единую структуру, что позволяет группе Societe Generale в России получить максимальные преимущества для развития бизнеса в стране. У нас оптимальное управление ликвидностью, и поэтому российское подразделение группы Socieite Generale не нуждается в привлечении денег от материнской компании. У группы в России есть все для того, чтобы использовать собственную ликвидность для развития и для роста. Росбанк привлекает депозиты, все банки группы размещают биржевые облигации. Мы, ввиду нашей специфики, размещаем облигации с ипотечным покрытием. Условия привлечения финансирования у нас рыночные, и естественно стоимость денег для нас несколько выше, чем для банков с государственным участием.

— Насколько вас вообще беспокоит тема огосударствления банковского сектора?

— Понятно, что для всех рынков важна конкуренция. В сегодняшних условиях в российском банковском секторе есть риск возникновения еще большего дисбаланса в этой сфере. И речь не только об огосударствлении, но и об укрупнении определенных игроков. Регулятор это понимает. По крайней мере, декларируется, что развитию конкурентной среды будет уделяться очень пристальное внимание. Это очень важно. Основных игроков осталось не так много, и доля частных банков среди них снижается.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *