Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Зависимость парламентских партий от государственного финансирования достигла исторического рекорда

Единая Россия4 июня Центризбирком опубликовал сводные финансовые отчеты партий за 2017 год. Проведенный РБК анализ партийных отчетов начиная с 2005 года (более старые отчеты на сайте ЦИК недоступны) показал, что парламентские партии в 2017 году впервые оказались зависимы от бюджета не менее чем на 75%. В целом в 2017 году общие доходы основных российских политических партий — взносы и государственные поступления — заметно снизились по сравнению с предыдущими годами.

Сколько стоит голос

Согласно законодательству ежегодное государственное финансирование получают партии, набравшие более 3% голосов избирателей на предыдущих выборах в Госдуму (при этом для прохождения в палату им необходимо преодолеть барьер в 5% голосов) . До 2006 года финансирование партий составляло от 1 до 3,6 руб. за голос в зависимости от года, с января 2006 года оно составляло 5 руб. за голос, и эта сумма стала фиксированной. С 2009 года она стала равна 20 руб. за голос, с 2012 года — по 50 руб. В 2015 году сумма выросла до 110 руб., а в 2016-м — до 152 руб. за голос. Партии, чей кандидат набрал 3% голосов и более на президентских выборах, в течение года со дня объявления результатов также получают единоразовую выплату. С 2009 года (или с выборов 2012 года) эта выплата составляет 20 руб. за голос, поданный за кандидата.

С 2014 года выборы в Госдуму проходят по смешанной системе. В 2016 году в одномандатных округах оппозиционные партии в большинстве своем проиграли «Единой России». Если в шестом созыве у единороссов было 238 депутатов из 450, то с появлением одномандатников в седьмом созыве — уже 342. Сокращение фракций привело к оттоку партийных спонсоров. В 2016 году госфинансирование потеряла единственная непарламентская партия, получавшая его, — «Яблоко», которая набрала менее 3% на федеральных выборах.

Какую часть дохода партий составляют бюджетные деньги

Доля государственных денег в партийных бюджетах стала расти после 2011 года. И хотя в предвыборные годы зависимость основных политических сил страны от бюджетных вливаний, как правило, заметно сокращалась, в 2016 году парламентские партии пополняли от 43 до 63% своего бюджета за счет государства.

Какую часть дохода партий составляют бюджетные деньги

Оппозиция за госсчет

У «Единой России» доходы уменьшились более чем в полтора раза год к году (здесь и далее расчеты с поправкой на инфляцию к 2017 году), составив в 2017 году 5,4 млрд руб. Бюджет партии власти на 80% состоит из средств федерального бюджета. Для сравнения, в 2016 году более половины годового дохода партии составили пожертвования компаний и граждан. Финансовая зависимость единороссов от государственных денег в 2017 году — самая сильная за последние 13 лет. Ранее из госбюджета поступало от 1–8 до 69% партийного дохода. Минимальной была зависимость «Единой России» от этих поступлений в 2005–2007 годах.

Доход ЛДПР в 2017 году составил около 1,09 млрд руб. Это вдвое ниже, чем в 2016 году, и самый низкий показатель за последние пять лет, несмотря на увеличившееся финансирование со стороны государства. Партия зависит от государства еще больше, нежели «Единая Россия»: в 2017 году почти 97% дохода ЛДПР — выплаты из бюджета. Это рекордный показатель для парламентских партий. Никогда ранее ЛДПР не зависела от госдотаций настолько сильно. В 2005–2016 годах «бюджетная» составляющая насчитывала от 4 до 75% от всех ее доходов. В предвыборном 2011 году ЛДПР жила почти на одни только пожертвования (83% всех доходов партии). В 2013–2014 годах пожертвования составляли более половины бюджета партии.

Доходы КПРФ в 2017 году составили 1,3 млрд руб., что в 1,7 раза ниже по сравнению с 2016-м. В 2017 году партия зависела от бюджетных выплат на 80%. От значительной зависимости от этих денег за последние семь лет партия избавлялась только в предвыборные 2011 и 2016 годы.

Доход «Справедливой России» по сравнению с 2016 годом снизился в 3,3 раза (667,8 млн руб. в 2017 году). Партия менее остальных зависела от госбюджета в 2017 году (75%). В то же время за последние шесть лет доля государственных вливаний в бюджете справедливороссов не опускалась ниже 73%, за исключением 2016 года, когда она составила 44%.

Спад интереса

Директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов связал падение спонсорских взносов партиям и рост их зависимости от госбюджета со спадом интереса бизнеса к политическим силам. Все значимые решения принимает исполнительная власть, поэтому «спонсоры в последнее время в основном платят за попадание в списки и получение депутатских мандатов», пояснил он. «Это делают представители среднего бизнеса, и взносы оказываются небольшими», — отметил Миронов. По его мнению, зависимость от госбюджета делает оппозиционные партии более сговорчивыми.

Лоббизм интересов через парламент перестал быть актуальным из-за смещения центра принятия решений в сторону исполнительной власти, согласен политконсультант Антон Орлов. Другим фактором, отпугнувшим спонсоров от партий, собеседник РБК назвал демонстративную антикоррупционную кампанию в нижней палате и зачистку Госдумы от крупных бизнесменов. «Никогда еще Госдуму так не «мочили», как в VI созыве (2011–2016 годы), — утверждает Орлов. — Именно в этот период рейтинг доверия нижней палаты парламента упал до рекордных отметок, а ряд общественных деятелей даже публично высказывались о нежелании принимать награды от нижней палаты парламента». По его мнению, на фоне присоединения Крыма все партии объединились вокруг президента и в глазах избирателей стали своего рода департаментом правительства.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *