Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Борьба за миллионники. Почему Кремль начал наступление на Екатеринбург и Новосибирск

Кризис в регионах РоссииРегиональная унификация рекордно высоких результатов на президентских выборах закрыла кремлевским чиновникам глаза на разнообразие территорий, их элит и предпочтений избирателей. Мастера баланса и публичной политики в регионах такой схеме кажутся ненужными. Но устранение старых региональных баронов чревато рисками – подхватить знамя публичной фронды и местного патриотизма могут новые политики, еще менее удобные для Москвы
В этом году внутриполитическому блоку Кремля нужно провести выборы в двух городах-миллионниках – Новосибирске и Екатеринбурге (третий и четвертый города России по численности населения). Новосибирск (почти 1,6 млн человек) и область (2,7 млн) будут выбирать губернатора; Екатеринбург (1,45 млн) – новый состав городской думы.

В обоих регионах местные влиятельные группы и избиратели успешно боролись с навязанными центром и партией власти кандидатами. В Новосибирске на выборах мэра 2014 года победил Анатолий Локоть, в Екатеринбурге в 2013 году градоначальником стал Евгений Ройзман. В других муниципалитетах Новосибирской области победы оппозиционеров на выборах глав тоже случались довольно часто. Оба миллионника можно назвать территорией публичной политики, которой в России почти не осталось. В этих заповедниках по-прежнему водятся закаленные в политических баталиях зубры-тяжеловесы.

До сих пор местным элитам удавалось найти компромисс с Москвой: они успешно меняли нужные центру показатели федеральных выборов на возможность играть решающую роль в формировании региональной власти. Но больше Москву такой размен не устраивает, центр решил покорить последние островки региональной самостоятельности, встроить их в общую единообразную систему.

Губернатор, который не остался бывшим

Противостояние Кремля и местных в Новосибирске выглядит ярче и нагляднее – оно идет в открытом режиме. Осенью врио губернатора региона был назначен варяг, мэр Вологды Андрей Травников. Этот чиновник не имел публичного политического опыта и никогда не участвовал в выборах. У местных президентский назначенец энтузиазма не вызвал, скорее наоборот – вызвал подозрение. Во многих регионах чужаков воспринимают с прохладцей, но покорно смиряются с волей Кремля. В Новосибирске есть опыт сопротивления: помимо уже упомянутой победы Анатолия Локотя на выборах мэра, можно найти и другие примеры – избрание спикером заксобрания единоросса Андрея Шимкива вопреки тому, что руководство партии власти рекомендовало своим депутатам поддержать другую кандидатуру.

Новый новосибирский губернатор Андрей Травников – чужак. Влиятельный региональный политик, экс-губернатор Виктор Толоконский назначение варяга прямо осудил и назвал его «не лучшим кадровым решением» президента. После этого он публично поддержал выдвижение Анатолия Локотя в губернаторы. Ситуация неординарная и удивительная.

Толоконский не просто бывший новосибирский губернатор, его можно считать одним из авторов победы коммуниста Локотя на выборах мэра Новосибирска, и этот тандем явно способен повторить успех. Как правило, главным препятствием для оппозиционных кандидатов в губернаторы служит муниципальный фильтр, и экс-глава региона, который хорошо знает всех районных чиновников и депутатов, поможет коммунисту собрать нужное количество подписей.

Кроме того, Виктор Толоконский изнутри знает особенности работы административного ресурса на местах, а значит, умеет и бороться с ним. Сам Анатолий Локоть, прошедший множество депутатских выборов и мэрскую кампанию, также имеет огромный политический опыт. А вот приехавший из Вологды Андрей Травников им не обладает.

В 2015 году подобная ситуация сложилась в Иркутской области, где на губернаторских выборах неожиданно победил коммунист Сергей Левченко. При этом положение дел в Иркутске было более благоприятным для центра: его кандидатом был местный политик Сергей Ерощенко, а Левченко поддерживал не бывший губернатор, а только несколько влиятельных депутатов заксобрания.

Они сумели выманить кандидата от власти на борьбу в публичном политическом поле, навыки которой власть почти забыла. Выманили и выиграли. Сейчас то же самое делают Анатолий Локоть и Виктор Толоконский. Центр на публичную борьбу вышел. Толоконского и Локотя разоблачают в прокремлевских СМИ, мэра и экс-губернатора осуждают московские блогеры-ветераны, которые раньше Новосибирском никогда не интересовались.

Человек из Екатеринбурга

Ситуация в Екатеринбурге отчасти похожа на новосибирскую. Депутатское собрание города контролирует группа вице-губернатора региона Владимира Тунгусова, который не собирается это влияние терять. Опытный политтехнолог Тунгусов, долгое время работавший замглавы администрации Екатеринбурга, умел проводить своих кандидатов как от партии власти, так и от других партий, договариваясь с оппозицией. Умел играть на публичном политическом поле по правилам публичной политики из вполне прагматичных соображений. В протестном городе по-другому играть не получилось бы. Победе Евгения Ройзмана на выборах мэра Владимир Тунгусов не помогал, но и не мешал – для него было важнее, чтобы статусный пост не занял официальный выдвиженец «Единой России».

Отношения серого кардинала столицы Урала и центра можно было назвать равноправными. Владимир Тунгусов обеспечивал Москве достаточно хорошие по стандартам протестного города результаты федеральной «Единой России» и Владимира Путина, взамен получал возможность самостоятельно формировать лояльный пул городской думы.

Такая схема была нередкой для отношений центра с местными элитами начала и середины нулевых годов, но постепенно вольницу на местном уровне стали искоренять. Екатеринбург оставался одним из последних бастионов: сносные результаты федеральных выборов в полуторамиллионном городе были важны для Москвы.

Сейчас Тунгусова атакует тот же пул прокремлевских СМИ и блогеров, который критиковал Толоконского и Локотя. Екатеринбургского серого кардинала обвиняют в том, что он хочет провести своих людей в гордуму (большая неожиданность) и нарушает правила праймериз «Единой России». То, что было позволено Тунгусову еще несколько лет назад, теперь запрещено. Центру нужна гордума, ориентированная хотя бы на отделение единороссов, а не на одного сильного регионального политика.

Региональные машины

Раньше Виктору Толоконскому и Владимиру Тунгусову позволялась определенная политическая самостоятельность. После избрания мэром Анатолия Локотя Толоконский потерял пост полпреда президента, который тогда занимал, но получил взамен должность красноярского губернатора. Тунгусов вообще считался системным политиком.

Еще несколько лет назад частичная автономия Екатеринбурга и Новосибирской области была приемлемой ценой для вертикали. Сейчас несистемным на общем фоне стал не только иногда критикующий Кремль Виктор Толоконский, но и не позволявший себе публичной фронды Владимир Тунгусов. Центр приводит ситуацию к общему знаменателю, а прежним самостоятельным политикам разъясняют новые правила игры.

Почему отношения центра и местных баронов изменились? Судя по всему, после президентских выборов с явкой 65% и результатом Владимира Путина 76% в администрации президента поверили, что кампании можно выстраивать механически – для получения высокого результата достаточно административно-производственной мобилизации и ограниченной конкуренции. Региональные мастера баланса и публичной политики в такой схеме не нужны.

Однако в действительности нужные показатели на президентских выборах в проблемных регионах обеспечивали как раз опытные местные политические менеджеры со своими командами. Они знали, где можно надавить посильнее, где лучше не пережимать, какому предпринимателю что пообещать за хорошую мобилизацию работников, у какого местного депутата есть хорошо мобилизованные сетки сторонников, которые дадут нужную явку. Региональная унификация результатов на президентских выборах закрыла кремлевским чиновникам глаза на разнообразие территорий, их элит и предпочтений избирателей.

Пока борьба идет в публичном поле, региональные оппоненты вертикали выигрывают. В Екатеринбурге не читают московских блогеров, а рядовые избиратели толком не знают, кто такой Тунгусов – не зря же он серый кардинал. Линия «Локоть – человек Толоконского», которую разыгрывает официальная пропаганда в Новосибирске, тоже скорее плюс в глазах местных: сибиряки сплотились против чужака. Ни мэр, ни бывший губернатор хороших отношений и так не скрывают. Но если давление перейдет в силовую плоскость (а намеки на уголовные дела уже появились), региональные политики, конечно, сдадутся.

Однако победа вертикали в этом случае будет выглядеть сомнительной. В 2015 году центр уничтожил политическую автономию руководства Коми, результаты «Единой России» в регионе сразу провалились. Силовое устранение старых региональных баронов не означает, что вместе с ними там исчезнет и публичная политика, так что итоги сентябрьских выборов в Новосибирске и Екатеринбурге могут сильно удивить. Миллионники не сдавались центру в 2013 и 2014 годах, не сдадутся легко и сейчас – наоборот, подхватить знамя публичной фронды и местного патриотизма могут новые региональные политики, еще менее удобные для Москвы.

Андрей Перцев, Московский Центр Карнеги

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *