Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Эксперты о разделении Минобрнауки на два министерства

Образование в РоссииРешение президента РФ Владимира Путина разделить Минобрнауки на два ведомства целесообразно и назрело уже давно, считают эксперты.

«Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления. С другой стороны, то, что связано с высшим образованием, наукой, технологиями, также требует отдельного регулирования», — приводит «РИА Новости» мнение директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной.

Она отметила, что разделение министерства целесообразно.

Зам научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов, в свою очередь, выразил надежду, что решение президента позволит обратить больше внимания на школьное и дошкольное образование.

«Самая главная отдача — это отдача от дошкольного образования. То, что эти ведомства разделили, я считаю нормальным. По крайней мере, может, они сосредоточатся на школе», — отметил эксперт.

15 мая Владимир Путин подписал указ «О структуре органов исполнительной власти», согласно которому Миноборнауки разделят на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Первое займется общим и средним образованием, второе — научной и инновационной деятельностью.

Идея Медведева

Представляя предложения по структуре нового кабинета министров, председатель правительства перечислил несколько идей, «направленных на оптимизацию действующей системы органов исполнительной власти». В качестве первой такой идеи он назвал «разделение Министерства образования [и науки] на два отдельных органа власти, которые будут заниматься вопросами образования». «А именно Министерство просвещения, в компетенцию которого входят вопросы общей образовательной деятельности, то есть, школы и учреждения среднего специального образования; Министерство науки и высшего образования, в компетенцию которого относились бы вопросы деятельности научных учреждений и вообще развитие науки в стране в целом и, соответственно, деятельность университетов, деятельность высших учебных заведений», — уточнил Медведев.

Премьер добавил, что ведомство, отвечающее за надзор в сфере образования в РФ, планируется напрямую подчинить правительству РФ, пишет ТАСС.

После этого «отдельным органом, который будет надзирать за образованием в стране, будет специальное агентство по надзору за образованием, которое в этом случае будет находиться уже под правительством», сказал Медведев. Он добавил, что данное агентство будет работать как в сфере средней школы, так и в сфере высшего образования.

В настоящее время Рособрнадзор находится в ведении Минобрнауки РФ.

Решение спорное

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов подчеркивает, что то, насколько эти ведомства будут эффективными, зависит от назначений, которые ожидаются в ближайшее время.

«Это ситуация не новая. В 1990-х годах, когда Россия вышла из Советского Союза, было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. В этом смысле здесь нет ничего нового. Однако плюсы и минусы той или иной конфигурации, на мой взгляд, зависят от первых лиц — от тех, кто будет руководить Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования», — заявил он.

Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко обратил внимание на несколько проблемных моментов, которые потребуют объяснений.

«Получается так, что регулирование компетенций по подготовке высококвалифицированных рабочих специалистов (то есть среднепрофессиональное образование) будет одним ведомством осуществляться, а регулирование компетенций подготовки специалистов в высшей школе — другим ведомством. Мне кажется, здесь надо объяснить, почему профессиональное образование оказалось как бы разорванным. И второй вопрос: если мы называем ведомство Министерством просвещения, то имеется в виду, что оно должно регулировать и образование, и культуру. Здесь же культура не находится в ведении министерства просвещения. То есть что здесь имеется в виду? Почему, например, его не назвали министерством общего образования, или даже так: общего и среднепрофессионального образования? Это не очень ясно», — рассказал он.

Ректор подчеркнул, что, если используется термин просвещение, то подразумевается передача и воспроизводство культурных норм, пишут РИА Новости. В политическом плане это бы означало объединение образовательного ведомства и ведомства культуры. «Здесь же этого не произошло, но термин просвещение появился. И это потребует дополнительных пояснений», — заключил он.

Что касается еще одной реформы – переход Рособрнадзора в подчинение правительству – то его эксперты также, в целом, приветствовали. «Вопрос про надзорные органы, это я говорю как бывший руководитель Рособрнадзора, очень много дискутировался. Может ли надзорный орган быть под крышей Министерства образования и науки — того ведомства, которое он должен контролировать? Предложение передать Рособрнадзор под контроль правительству звучало давно», — заявил Болотов.

Игорь Реморенко также отметил, что инициатива сделать независимым орган, контролирующий образование, хороша. Но с другой стороны, стандарты контроля устанавливаются самими министерствами.

«Стандарты, по которым надзорный орган будет проверять, будут ведь устанавливаться этими министерствами. И контрольный орган может сказать «я бы и рад проверять хорошо, но стандарты не позволяют», или что они слишком зарегламентированы. Всегда будет конфликт между органом, осуществляющим проверки, и этими ведомствами», — рассказал он.

Процесс разделения требует основательной проработки. Такое мнение высказала первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова. Она отметила, что есть опасность, что при спешке слишком много времени уйдет на создание двух полноценно работающих министерств, что в итоге приведет у «побочным эффектам». Дудова указала на необходимость привести к стандарту методические материалы, по которым будут учиться школьники и студенты, передает ТАСС.

Эксперт напомнила, что президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию и на недавнем съезде ректоров вузов «жестко поставил задачу прорыва в области инноваций в ближайшее время, в области качества образования, особенно образования научного».

Читайте также:

1 комментарий

  1. Хранитель:

    Историк, соавтор проекта «Последний звонок» Евгений Спицын связывает реформу с внутренним противостоянием во власти, то есть дележкой денежных потоков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *