Михаил Темниченко: «Проблема всего одна – у Urals нет цены»

Как составить конкуренцию ведущим мировым ценовым агентствам, определяющим котировки на нефть, и как привлечь на товарно-сырьевые рынки частных инвесторов? На эти и другие вопросы порталу Finversia.ru ответил Михаил Темниченко, первый вице-президент Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ).

- Михаил, как в целом вы можете охарактеризовать итоги 2017 года для российского товарно-сырьевого рынка, и в частности для биржевого рынка нефтепродуктов, основной площадкой для которого является СПбМТСБ?

- Основные показатели – это количество участников и оборот торгов. На это биржи всегда делают особый упор. И здесь надо сказать, что 2017 год для нас был очень удачным в этом плане. Объем торгов вырос с 610 млрд рублей до более чем 760 млрд рублей. То есть, это рост почти на треть. Двузначные темпы – это очень прилично.

Тем более, нельзя сказать, что мы росли с очень низкой базы. СПбМТСБ в этом году отметит свое десятилетие. И за это время построены очень серьезные спотовые рынки. Сохранение динамики роста (а мы ожидаем, что в дальнейшем это тенденция будет только усиливаться), в общем-то, свидетельствует о том, что потенциал товарного рынка еще далеко не исчерпан.

Что касается второго показателя, то здесь тоже динамика очень хорошая. Если в 2016 у нас было чуть меньше 2000 прямых участников торгов и клиринга, то к концу 2017-ого мы почти достигли 2200. То есть прирост количества компаний, напрямую подключившихся к торгам, составил 10%. И это без учета клиентов второго уровня. Это тоже очень неплохой показатель. И, в принципе, любой, кто на этом рынке ведет серьезные операции, как правило, уже является нашим клиентом.

- Недавно вы побывали в Лондоне на Международной нефтяной неделе (International Petroleum (IP) Week). С чем вы туда ехали? Что из запланированного удалось сделать, что нет?

- Здесь нужно сказать о том, почему мы в принципе работаем с международным нефтяным рынком. Собственно говоря, наша биржа в свое время создавалась для очень важной задачи – это формирование справедливых цен для российских энергоносителей, поставляемых на экспорт. В первую очередь, мы говорим про сырую нефть и нефтепродукты. Существующие сейчас механизмы ценообразования привязаны к индикаторам, которые формируются на рынках без участия российских производителей. Как известно, мы производим нефть сортов Urals и ВСТО, а продаем на основе котировок Brent. Поэтому, естественно, что все, кто работает в нефтяной отрасли, таким образом попадают на базисный риск. То есть ценообразование проходит по одной формуле, а предмет торговли – совсем другой.

И соответственно биржа была призвана создать модель или механизм, который бы позволил формировать прямую котировку, в первую очередь на российскую нефть. И такая модель была создана в формате поставочного фьючерсного контракта на нефть марки Urals, который исполняется путем поставки через порт Приморск на условиях FOB (танкерные позиции).

В конце ноября 2016 года состоялся технический запуск этого проекта. И весь 2017 год мы занимались тем, что отрабатывали привлечение на этот рынок игроков. Начали мы, естественно с российских компаний – производителей и финансовых организаций, банков. А дальше уже идет работа с международным рынком.

Здесь нужно отметить несколько важных моментов. Во-первых, в 2016 году было изменено законодательство по биржевой торговле, которое разрешило иностранным компаниям прямое участие на российских товарных биржах. То есть зайти на биржу, где торгуются либо напрямую товары, либо деривативы на их базе, теперь может любая иностранная компания.

Это нововведение призвано принести на наши рынки дополнительную ликвидность. И участники, которые активно работают с коммодитиз на любых международных площадках, рано или поздно окажутся и на российских площадках тоже. Поскольку Россия – это все-таки источник большого количества товарных позиций как для Европы, так и для Азии.

Новости кризиса: текущая ситуация в России

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.