Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Герман Клименко: Разговоры о «глобальном» отвлекают от «конкретного»

О хайпе криптовалют, издержках крипторубля, цифровой экономике, криптолопате, «запрете интернета», новых вызовах для банкиров и таксистов и о том, почему вместо 50 законов иногда достаточно открыть одну калитку на улице Лизюкова главный редактор Finversia.ru беседует с советником Президента России, руководителем Института развития интернета Германом Клименко.

— Вы недавно выступили с заметкой, получившей широкий отзыв, где подвергли скепсису идею крипторубля. В том числе – по причине ненужных транзакционных издержек. Поясните свою мысль, ведь тут же была нарисована картина «Герман Клименко убивает царевича-крипторубль»…

— Я понимаю в целом само желание, чтобы где-то у меня было что-то такое, что банку не принадлежало бы. Традиционно мы храним деньги в банках. Теоретически, наверное, пришло время, когда можно получить «электронную запись», которая обозначала бы финансовое обязательство перед гражданином. Эта запись находится лично у вас, она не хранится в банке… Отлично! Но возникает простой вопрос: а кто будет платить за эту работу? Банки чем занимаются? В обмен на то, что они иногда теряют наши деньги и разоряются, они приносят нам массу приятных вещей – кэшбеки делают, кредиты выдают, проценты начисляют на депозит. А если «запись» у вас — что происходит? Кэшбека нет, процентов нет. Вы идёте в магазин, а кто будет платить за процессинг? Там же целая схема, в которую закладывается цена транзакции, а мы, потребители, этого просто не видим. Уберите традиционные схемы транзакций – и мы за всё это должны будем платить…

— То есть под транзакционнами издержками, о которых вы писали, вы имели в виду, что недостаточно иметь деньги, нужно еще обеспечить их «движок»?

— Ну, а как? Вот у меня есть карта. Я прихожу в магазин и плачу 500 рублей за что-нибудь. Понятно, что магазин получает не 500 рублей, а 500 рублей за вычетом оплаты транзакции. Крипторубль – это те же 500 рублей. Но кто-то должен будет обслужить эту историю. И кто-то должен за это заплатить. А кто, кроме нас, за это заплатит? Поэтому мы, соответственно, заплатим 500 рублей и ещё рублей 30-40 за обслуживание. Как практика обычно показывает, если за это нужно платить, то тут же количество желающих резко падает…

Год назад, когда я в эту тему входил, провёл совещание, на котором собрал все госструктуры, пригласил всех криптоевангелистов и платёжные системы, которые могли бы это всё сделать. Провожу совещание. Встает представитель налоговой службы (нужно отдать ей должное: она самая вменяемая с точки зрения IT) и говорит: «Коллеги, а кто-нибудь из вас считал затраты? Потому что дорого»… А ведь ещё нужно обеспечить приём таких денег. Если вы выпустили крипторубль, то вам нужно обеспечить его приём. Но обеспечить приём… представьте, что бухгалтера сейчас скажут! У нас миллион бухгалтеров примерно. Их, знаете ли, в отличие от банков меньше не становится. У них есть касса и расчетный счет. А теперь представьте: у них будет расчетный счет, касса и ещё электронный счет… Такой стон поднимется!

Вокруг темы криптовалют слишком много ажиотажа и спекуляций. Знаете, недавно мой хороший знакомый Олег Бунин проводил конференцию. И он упёрся рогом… Представьте, есть бутылочка водочки, можно взять бутылочку вина, а можно взять бутылочку пива? И если их выпить по отдельности, то можно даже получить удовольствие. Только — если не в один день, и не смешивая… Тема блокчейна идёт вместе с темой криптовалют и темой ICO. Так вот Олег Бунин решил провести конференицю на тему блокчейна . То есть, только для программистов. В результате он, человек, который профессионально собирает сообщество по 3-4 тысячи программистов на любую тематику, собрал всего 200 человек… Знаете, к чему это говорю? У криптосообщества очень мало хороших новостей, очень мало хороших терминов, очень мало хороших решений. И когда что-то возникает – оно пытается это использовать для поддержания зачастую неуместного ажиотажа. Тема крипторубля впервые всплыла от одного сотрудника Центрального банка – имя называть не буду. Я потом звоню ему, спрашиваю: когда ты это говорил — ты чем думал? «Ну, понимаешь, — отвечает. — Меня к стенке припёрли и нужно было что-то сказать»… Вот так подобные темы возникают…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *