Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

В России с 1 июня разрешат делать дороги из старого асфальта

Российские дорогиВ России начнет действовать стандарт, разрешающий делать дорожное покрытие из ранее использовавшегося асфальта, рассказали «Известиям» в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре). Соответствующий предварительный национальный стандарт, определяющий требования к асфальтобетону и нормы его применения, будет действовать с 1 июня 2018 года по 1 июня 2019 года. Впоследствии, после апробации технологии, может быть принят национальный стандарт.

Применение вторичного асфальтобетона уже разрешено для основания дорожной одежды, отметили в Росавтодоре, теперь эта технология будет разрешена и для верхних слоев. На дорогах со слабой интенсивностью движения можно будет применять в составе асфальтобетонной смеси до 20% крошки из старого асфальта, на малоинтенсивных дорогах — без ограничений. На сверхинтенсивных магистрали такая технология запрещена (например, на федеральных трассах на выезде из столицы).

“Ъ”: Дорожный ремонт станет заметнее

Ремонтные работы на российских дорогах будут проводиться по новым правилам — специальный ГОСТ впервые разрабатывается Росавтодором по поручению президента. Документ (проект есть у “Ъ”) описывает, как правильно перенаправлять потоки транспорта, ставить освещение, мигающие «стрелки» для направления движения, ограничивать скорость и в какие сроки смывать временную разметку. Новый стандарт планируется утвердить в 2018 году и сделать обязательным для дорожников.

Президент поручил

Тема обеспечения безопасности во время производства дорожных работ обсуждалась еще в марте 2016 года на президиуме Госсовета, посвященном дорожному движению. Президент Владимир Путин тогда приводил цифры: в зонах ремонта «регулярно происходит порядка 4% ДТП». «Все потому, что до сих пор нет нормативного акта, который бы обязывал специально обустраивать эти потенциально опасные участки,— говорил глава государства.— Местные власти кивают на дорожные службы, ремонтники — на инспекции по безопасности движения, а решение, казалось бы, очевидного вопроса не продвигается». После президиума правительству было поручено установить обязательные требования «к обустройству мест производства работ на проезжей части», а также ввести ответственность за нарушение правил (все это нужно было сделать до 15 декабря 2016 года). В 2016 году Росавтодор заключил контракт на 4,9 млн руб. с Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РосдорНИИ) по разработке нового ГОСТа с правилами ремонтных работ.

Несмотря на обнародованные президентом данные, отдельной официальной статистики по ДТП в зонах ремонта ГИБДД не ведет. Но есть данные о том, что в 2017 году произошло более 10 тыс. наездов на препятствия и 67 тыс. аварий на участках, где были обнаружены нарушения требований к эксплуатации автодорог.

Новый ГОСТ вместо старых рекомендаций

Сегодня правила безопасности дорожных работ содержатся в рекомендациях Росавтодора (официальное их название — Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.014-2014). Частично эта тема также урегулирована в ГОСТах 32757 и 32758 2014 года (временные технические средства организации движения и правила их применения). Этими документами руководствуются, в частности, московское ГБУ «Автомобильные дороги» и подмосковное ГБУ «Мосавтодор», рассказали “Ъ” в учреждениях. Однако гарантий того, что их применяют в других регионах, нет: все эти стандарты не являются обязательными. В ПДД сказано, что дороги должны содержаться «в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил», но без ссылок на конкретные документы.

Разрабатываемый РосдорНИИ 56-страничный документ (доработанный после экспертного обсуждения проект есть у “Ъ”) во многом повторяет положения действующих рекомендательных стандартов и рекомендаций. К примеру, подробно описывается структура ремонтного участка. Он должен состоять из нескольких зон, включая зону предупреждения (здесь водители должны начать снижать скорость), отгона (постепенное сужение проезжей части), зоны проведения ремонтных работ и зоны стабилизации (то есть возвращения к нормальному движению). Подробно описаны параметры зон. Например, зона предупреждения при долгосрочном ремонте на автомагистрали должна быть 500–700 м, на однополосной дороге достаточно 50–300 м. Длина зоны отгона варьируется от 20 до 600 м в зависимости от размеров перекрываемого участка. Перед началом ремонта «допускается» применение «динамических информационных табло» и мигающих «стрелок», указывающих водителям, куда надо ехать (рекомендуемая частота — одно мигание в секунду). Для привлечения внимания на дорогах со скоростью выше 60 км/ч на одной из полос с включенным спецсигналом (оранжевого или желтого цвета) должен стоять автомобиль прикрытия.

Запрещены какие-либо дефекты средств организации: временный знак должен быть достаточно чистый, чтобы отражать 90% света от норматива; не должно быть два подряд неработающих сигнальных фонаря; разметка не должна быть изношена и т. д. Недостатки должны устраняться в течение суток после обнаружения. Во время плохой погоды наносить временную разметку в зоне ремонта необязательно, но в этом случае должен висеть знак «Прочие опасности» (восклицательный знак в треугольнике).

Скорость в зоне ремонта ограничивается, для этого могут использоваться автоматические камеры (это уже разрешено приказом МВД). Ограничения должны вводиться постепенно. Например, если лимит на магистрали — 130 км/ч, а в зоне дорожных работ скорость должна быть ограничена 20 км/ч, то ставятся несколько знаков, обеспечивающих ступенчатое снижение скорости,— 130, 110, 80, 50, 20 км/ч. После завершения всех работ все указатели должны быть закрыты чехлами или демонтированы, временная разметка должна быть убрана в течение суток после окончания ремонта.

Интересно, что новый ГОСТ не такой подробный по сравнению с рекомендациями Росавтодора 2014 года: в них гораздо больше наглядной графики и рисунков, да по объему они вдвое больше (112 страниц против 56 в новом стандарте). Рекомендации, к примеру, допускают применение нестандартных дорожных знаков по согласованию с ГИБДД. Согласно документу, сотрудники дорожных служб обязаны «ежедневно перед началом и во время проведения работ, а также после окончания смены» проверять, все ли на месте, и устранять недостатки. Документ также содержит подробные описания методов организации краткосрочных (не более 24 часов) и долгосрочных работ — этому посвящены отдельные главки. В проекте нового стандарта всех этих подробностей нет. Рекомендации содержат более 40 возможных схем организации движения на разных типах дорог и перекрестках, в проекте стандарта их всего девять.

Новый "дорожный" стандарт

«Стандарты в области безопасности движения должны быть максимально подробными и сопровождаться большим количеством схем и визуализацией, желательно прямо по тексту стандарта,— считает заместитель главы общественного совета при подмосковном министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Андрей Мухортиков.— За счет этого дорожным организациям будет гораздо проще соблюдать новые требования. Поэтому сокращение объема нового ГОСТа по сравнению со старой методикой выглядит странным и неоправданным».

Будет ли стандарт обязательным

На данный момент пока есть проект ГОСТа, который проходит «череду согласительных процедур», рассказали “Ъ” в пресс-службе Росавтодора: «Обсуждаются доработки и замечания, которые должны быть учтены в окончательной редакции документа». Затем новый ГОСТ должен быть утвержден приказом Росстандарта — это произойдет в первом квартале 2018 года в соответствии с программой по стандартизации, рассказали “Ъ” в агентстве по метрологии. Это не означает вступление его в силу — срок, скорее всего, будет передвинут. Например, недавно разработанный ГОСТ дорожной разметки утвердили в феврале, а вступает в силу он только с 1 июня. Таким образом, в ремонтном сезоне текущего года, который стартует в апреле–мае, дорожники, скорее всего, будут пользоваться еще старыми рекомендациями Росавтодора.

Чтобы перейти в статус обязательного к исполнению, ГОСТ впишут в перечень обязательных для применения стандартов, закрепленный в распоряжении правительства РФ №2438-р. Поправки инициирует ГИБДД России, уточнили в Росавтодоре. Возможен и более простой вариант: госзаказчик (региональный Минтранс или департамент дорог), заключая контракт с дорожной компанией, может прописать обязательность соблюдения нового ГОСТа.

Как заставить дорожника работать по новому ГОСТу

Если стандарт сделают обязательным, то дорожников можно будет привлечь к ответственности за нарушение новых правил. Механизм этот существует уже сейчас, пояснила “Ъ” юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева. Автомобилист, проезжающий мимо зоны ремонта, может самостоятельно сделать фотографию или видео, направив заявление или жалобу в местное отделение ГИБДД, которое проведет административное расследование. Если нарушение подтверждается, то в отношении организации, ответственной за содержание участка дороги, составляется материал по статье 12.34 КоАП (штраф до 30 тыс. руб. для должностных лиц, в прошлом году заведено более 60 тыс. административных дел по этой статье). После этого инспекторы выносят предписание устранить нарушение, и если оно игнорируется, то оформляется дело по статье 19.5 КоАП, предусматривающей для дорожников штраф уже в размере до 300 тыс. руб. В прошлом году санкции по этой статье были усилены. В 2017 году было выявлено более 7,5 тыс. случаев, когда дорожники игнорировали предписания ГИБДД, и еще 1,2 тыс. случаев, когда предписания не выполнялись дважды.

В столичном ГБУ «Автомобильные дороги» разработку ГОСТа поддержали. «Введение нового стандарта позволит учесть требования всех вышеперечисленных стандартов, расширить номенклатуру современных технических средств и привести их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и межгосударственных стандартов»,— пояснили “Ъ” в пресс-службе учреждения. Новый стандарт «однозначно необходим», добавляют в подмосковном «Мосавтодоре», подчеркивая, что очень важно сделать документ обязательным. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов говорит, что основная проблема, с которой сталкиваются водители на трассах,— это плохая видимость ремонтных зон, особенно вечером или в плохую погоду, из-за чего случается немало аварий. «Нужно, чтобы новый ГОСТ эту проблему решил. Кроме того, все ремонтные работы в России сопровождаются почему-то ограничением скорости в 40 км/ч, хотя там можно ездить быстрее,— напоминает господин Шкуматов.— Еще одна беда — забытые дорожные знаки с ограничениями скорости».

Автор — Иван Буранов

Читайте также:

1 комментарий

  1. Аноним:

    Еще через год введут новые нормативы, по которым можно будет засыпать ямы песком. Но расценки не изменятся

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *