Что будет с малым бизнесом после кризиса?

Кризис нанес серьезный удар по малому и среднему бизнесу. Сейчас ситуация стабилизировалась, но проблемы остались. Среди них – низкая финансовая грамотность, высокие административные барьеры, неравномерное развитие экономики и низкая активность молодежи в бизнес-сфере.

В России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. Много это или мало? Если сравнивать с развитыми рынками, то ответ нас вряд ли порадует. Например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%. Такими данными поделился директор департамента проектов малого и среднего бизнеса «Внешэкономбанка» Алексей Эскиндаров на российско-германском форуме «Посткризисное развитие МСП: перспективы устойчивого роста и инновационного развития».

Однако малый и средний бизнес будет развиваться. По прогнозам Эксиндарова, к 2012 году его доля в ВВП РФ вырастет до 29%. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков.

Снижение административных барьеров – самая дешевая помощь малому бизнесу

По словам вице-президента Ассоциации «Россия» Георгия Медведева, малый и средний бизнес находится под прессингом со стороны нормативной базы. Поэтому необходимо координировать государственную поддержку во имя снижения административных барьеров.

Однако пока политика поддержки малого и среднего предпринимательства основывается на двойных стандартах, отмечает заместитель директора департамента по законодательству Торгово-промышленной палаты Евгений Фадеев. С одной стороны, государство постоянно говорит о необходимости снижения административных барьеров, с другой стороны, принимает законы, существенно осложняющие жизнь бизнесу.

Так, в январе 2011 года вступает в силу закон о замене ЕСН страховыми взносами. Все предприятия будут платить за каждого сотрудника 34% его зарплаты. По мнению Фадеева, это неподъемная ноша для малого бизнеса. Поэтому такая мера приведет к возврату к «серым» зарплатам и уходу в тень.

Другой пример излишних барьеров для малого бизнеса привел исполнительный директор германо-российской внешнеторговой палаты Александр Маркус – это излишний протекционизм. Пытаясь ограничить доступ иностранных компаний на российский рынок, государство не дает развиваться экономики. Так, если в компании более 20% иностранного капитала, она не может причисляться к малому и среднему бизнесу.

В Германии все наоборот: у иностранных предпринимателей даже больше шансов получить поддержку, так как государство осознает, что они создают новые рабочие места для жителей страны.

Между тем, по словам Маркуса, снижение административных барьеров – это самый дешевый и один из наиболее эффективных способов господдержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому именно этим государству стоит заняться в первую очередь.

Господдержка в кризис: решение проблем с финансированием

В кризис бизнесмены столкнулись с важнейшей проблемой – недостатков финансирования. «Невозможно развивать малое и среднее предпринимательство без развития финансового сектора через рефинансирование банков, работающих в это сфере», — заявил старший экономист департамента финансирования стран Восточной Европы и Северного Кавказа банка развития ФРГ KfW Ларс Эрман.

Банки в кризис боялись финансировать малый и средний бизнес, причем даже те предприятия, которые уже числились их клиентами. «Малые и средние предприниматели во время кризиса имели ограниченные возможности получать кредиты в банках, в которых они обслуживались», — отмечает директор того же департамента KfW Михаэль Мёршель.

Задача государственного банка развития в такое время – снизить риски для банков, способствуя финансированию предприятий малого и среднего бизнеса. Поэтому банки предоставляют гарантии рефинансирования. В KfW сейчас речь идет о покрытии 50% займа, в разгар кризиса в 2008 году банк брал на себя 90% рисков по инвестиционным кредитам и до 60% рисков по кредитам для финансирования производственных средств.

Российский Внешэкономбанк выполнял аналогичные функции в нашей стране. По словам Алексея Эскиндарова, на финансирование малого и среднего бизнеса было направлено 100 млрд рублей.

ВЭБ оказывал поддержку малому и среднему предпринимательству через спасенные им банки (НТБ, Глобэкс, Связь-банк), а также через свою 100-процентную дочку «Российский банк развития». По словам первого заместителя председателя правления РосБР Дмитрия Голованова, участниками программы стали около 120 коммерческих банков, финансирующих малый бизнес.

Кризис уходит – проблемы остаются

Сейчас экономическая ситуация несколько стабилизировалась. В 2010 году появились первые признаки улучшений в кредитовании МСП, говорит Андрей Кузнецов, заместитель руководителя комитета по банковской деятельности ОПОРЫ РОСИИ и гендиректор «ОПОРЫ-КРЕДИТ». В течение года наблюдалось снижение процентной ставки по кредитам, увеличение сроков кредитования.

Однако для успешного оздоровления и развития малого и среднего бизнеса необходимо решить еще множество проблем. Одной из главных является значительное отставание регионов. «Региональные власти в большинстве своем неактивны, а то и вовсе бездействуют», — сетует Андрей Кузнецов.

Однако дело тут не только в действиях руководства регионов, но и в самих предпринимателях. По словам Дмитрия Фадеева из ТПП РФ, в отдаленных регионов малые предприниматели порой вообще не знают, что можно получить какие-то льготы или поддержку. Для этого необходимо поднимать уровень финансовой грамотности бизнеса и активизировать деятельность именно в регионах.

Именно таким образом действует РосБР. «Мы не очень активны в экономических центрах, таких как Москва. В столице и так неплохая ситуация с финансированием бизнеса, в отличие от регионов», — говорит Дмитрий Голованов. До региональных предпринимателей необходимо довести информацию о том, на какую поддержку они могут рассчитывать.

Еще одной важной проблемой развития МСП оказалось нежелание молодежи открывать свой бизнес. По словам помощника руководителя ФАС РФ Алексея Кожевникова, молодые россияне чаще всего мечтают работать в органах власти или госкорпорациях, а не начинать свое дело. Они мечтают о стабильности и не желают рисковать. Однако равный доступ к рынку, борьба с недобросовестным предпринимательством, понятная политика государства и снижение административных барьеров смогут повысить привлекательность предпринимательства в среде молодежи.

Автор — Юлия Рышкина, ведущий обозреватель Финам.Инфо

Кризис в России: прогнозы ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.