Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

В новой пенсионной стратегии исходят не из возраста

Авторы пенсионной стратегии, разработанной Институтом экономики роста и представленной бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, вместо бессмысленного и опасного в нынешних условиях повышения возрастного ценза предлагают обеспечить эффективность системы в целом.

Доля основных возрастных групп в населении России

Циничная бухгалтерия

Нынешняя пенсионная система нелогична и непрозрачна, при том, что, обеспечивая пенсии, которые в разы уступают аналогичным показателям других стран, она ложится тяжким бременем на отечественную экономику и бизнес, констатировал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, лидер «Партии роста» Борис Титов.

По его определению, разработанная Институтом экономики роста имени П. А. Столыпина стратегия формирования справедливой и современной пенсионной системы за три года помогла бы избавиться от упомянутых недостатков – без повышения пенсионного возраста.

Увеличение же пенсионного ценза при сохранении существующих условий не только не поспособствует балансировке пенсионного фонда, но еще более обострит социальную проблематику, уверен Борис Титов.

Как пояснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в развитых странах подобные реформы обычно осуществлялись в период экономического роста, когда, в том числе, снижалась острота проблемы занятости. Тогда как в результате повышения возрастной планки в нынешних обстоятельствах представители старшего поколения рискуют массово пополнить ряды безработных. Собственно, уже сегодня во многих сферах при приеме на работу наблюдается дискриминация в отношении лиц старше 45 лет.

Для людей более старшего возраста лишь в четырех регионах – Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Краснодаре – обеспечены адекватные уровни трудоустройства. Вследствие утраты работы возрастной россиянин может рассчитывать лишь на пособие по безработице.

Но оно неспособно обеспечить прожиточный минимума и оградить от множества сопутствующих проблем, вроде оплаты возросших налоговых платежей за недвижимость, к примеру, по которым для пенсионеров предусмотрены льготы. Все эти (и многие другие) неизбежные негативные последствия инициативы по повышению возраста выхода на пенсию, уточнил Сафонов, в полной мере не просчитаны их авторами.

Причем и традиционные ссылки последних на обострившиеся демографические вызовы Борис Титов также назвал неправомерными, заметив, что соответствующая нагрузка в России не превышает уровней развитых стран. Но одновременно существенно разнятся от них здешние показатели продолжительности жизни. Особенно это касается российских мужчин, порядка 40% которых не доживают до пенсионной планки.

И до тех пор пока средняя продолжительность жизни в стране не достигнет хотя бы 75 лет (против сегодняшнего уровня в 71,8), говорить о дальнейшем подъеме планки нельзя, предупредил бизнес-омбудсмен, в целом сочтя бухгалтерские выкладки оппонентов «циничными».

Оптимальный механизм

Напомним, в начале февраля, выступая на всероссийском конкурсе «Лидеры России», давний сторонник идеи увеличения возрастного ценза, экс-министр финансов РФ, глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин вновь заявил, что Россия стоит перед серьезным демографическим вызовом и без повышения пенсионного возраста не обойтись.

Как он отметил, если в 1970 г. приходилось 3,7 работающих на одного пенсионера, то к 2019 г. уже примерно 2 человека и дальше это количество будет уменьшаться. «У нас получается, что относительно средней заработной платы средняя пенсия начинает снижаться, сегодня она составляет примерно 33-34%, то есть человек, выходящий на пенсию, сразу переходит на треть содержания», — сообщил экс-министр финансов.

Борис Титов также указал на низкие уровни пенсий в России, которые в 8,5-10 раз ниже, чем в развитых европейских странах, вроде Германии и Франции, в 2,5-3 раза ниже, чем в Чехии и Польше, в 1,5-2 раза ниже, нежели в Литве и Латвии.

Однако подобные уровни обусловлены низкой производительностью труда и низкими зарплатами (в 2015 г. в России средняя заработная плата в пересчете на доллары была меньше, чем в Литве и Казахстане, почти вдвое уступала аналогичным показателям в Чехии, более чем втрое в Испании и более чем в семь раз в Германии). Также сказывается здесь высокая доля «теневого сектора» (охватывавшего до 33 млн человек в 2017 г., по оценке РАНХиГС) вкупе с «обнулением пенсионных прав» граждан, работавших во времена СССР, заморозкой накопительной части пенсий с 2014 г. и нарушениями действующего пенсионного законодательства.

А потому для кардинального исправления ситуации, как рассказала исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Анастасия Алехнович, в частности, необходимо создать Фонд старших поколений, где аккумулировались бы пенсионные отчисления для людей, трудившихся в советский период до 1991 г.

Возмещение соответствующих сумм (порядка 21% от общего потока) можно было бы обеспечить за счет прямого госфинансирования, а также увеличения налоговых сборов с состоятельных сограждан, вследствие введения, принятого в развитых государствах, прогрессивного налогообложения и повышения НДФЛ до 25% для лиц, чьи доходы (в том числе дивидендские) превышают 1 млн руб. в месяц.

Это позволило бы разгрузить непосредственно пенсионную систему, с тем чтобы далее озадачиться повышением эффективности и прозрачности самого накопительного механизма и, в частности, обеспечить переход пенсионных счетов из госсобственности в собственность конкретного гражданина с правом наследования.

Управление же данным механизмом предлагается организовать на основе трехстороннего партнерства – представителей работодателей, профсоюзов и государства, которые сообща смогли бы условиться также об оптимизации тарифах и их снижении минимум на 10%.

Вследствие реализации всего комплекса предусмотренных новаций в России к 2025 г. удалось бы повысить реальные пенсии на 56%, реальные зарплаты – на 40% при увеличении продолжительности жизни у женщин и мужчин соответственно до 82 и 75,3 лет, подсчитали в Институте экономики роста.

Обсуждение разработанной здесь новой пенсионной стратегии планируется продолжить также в рамках Столыпинского форума, намеченного на 29-30 марта.

Наталья Приходко, Вести.Экономика

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *