Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

А есть ли кризис?

Вот уже два года мир живет в режиме экономического кризиса. Осенью 2008 года рухнул американский банк Lehman Brothers, после чего по принципу домино повалилась финансовая система по всему миру.

Россия почувствовала кризис месяцем позже: резкое падение фондового рынка, банки на грани банкротств, растущая безработица… Но прошло два года, а вопрос, закончился ли кризис, пока ставит в тупик и маститых экономистов, и простых обывателей.

ДЕЛО ПРИВЫЧКИ

Решила пройтись по городу, поискать признаки кризиса или его отсутствия.

Помните, как в Москве пропали очереди в ресторанах и в примерочных магазинов?! Бизнесмены страдали, но как удобно было…

А сейчас, судя по количеству желающих потратить деньги, кризиса как будто и не было… Народу в магазинах битком, несмотря на то, что распродажи закончились, а цены на новые коллекции кусачие.

Эх, и в ресторанчиках аншлаги! А где же кризисные меню?!

— Нет давно, мы в ресторане уже 2 раза цены поднимали, — говорит знакомый ресторатор. — Люди идут, есть хотят… На изысканные блюда спрос не восстановился, с режима жесткой экономии перешли на умеренные траты.

Вот оно как, значит, гречку в магазинах скупаем, готовясь к дефициту, а напоследок в ресторанчиках ужинаем!

Вернулась реклама на телевидение. Паузы между фильмами растут, можно успеть и бутерброд сделать, как в старые добрые времена.

Но, несмотря на внешние признаки, окончание кризиса отчего-то не ощущается…

— С одной стороны, люди перестали бояться резкого ухудшения, — объясняет психолог Анна Кроливец. — Два года назад мы старались не строить планов более чем на пару месяцев. Готовили себя к самому страшному. А все оказалось не так страшно. Но чувства уверенности в завтрашнем дне нет. К кризисным трудностям мы привыкли и почти их не замечаем.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ЗАТИШЬЕ?

Картину восстановления после кризиса явно испортило аномально жаркое лето. Инфляция уже не будет рекордно низкой, потому как цены из-за засухи стали расти каждый день. Только порадовались мы, что высокие цены на нефть приносят нежданные доходы и пополняют Резервный фонд, как на правительство обрушились дополнительные траты из-за пожаров.

Но оптимизма нашим чиновникам не занимать, экономика восстанавливается, говорят они, кризис не сегодня завтра закончится. Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что настало самое время избавляться от активов, которые правительство было вынуждено скупать, чтобы не дать разориться производителям.

А Центробанк сообщил, что начинает сворачивать антикризисные меры поддержки банков. Мол, проблемы уже позади, теперь банкиры сами выживут.

Тем временем финансовые власти США заявили, что готовы к очередным антикризисным мерам, да и в Европе все еще не ладно. Прогнозы по замедлению темпов роста мировой экономики оправдываются, говорят аналитики Центра макроэкономических исследований Сбербанка.

— Кризис продолжается только там, где не хотят работать, а в России, Китае, Индии основные проблемы позади, — радует Джон Макнотон, коммерческий директор МДМ Банка. — Просто низкие темпы роста принимают за кризис, а это нормальный процесс восстановления.

Прогнозы противоречивые: мол, на Западе опять все плохо, а у нас перспективы вырисовываются светлые. Например, Роструд похвастался, что рынок труда в стране восстанавливается и свободных вакансий уже больше, чем безработных. С другой стороны, Международный валютный фонд буквально в этот же день трагически сообщил, что безработица в мире достигла максимума… Но так ли это?

— Сейчас состояние передышки, — уверен Михаил Делягин, председатель президиума Института проблем глобализации. — Кризис идет волнами, скоро опять накроет. Сами смотрите, плохие кредиты никуда не делись, рост инвестиций в июле был 0,8%, что меньше докризисного уровня на 19,4%. Гречка за месяц подорожала на 30%, о каком завершении кризиса вы говорите?!

— Тем не менее доходы граждан растут, — констатирует Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики. — Восстанавливаются рынки, оживает кредитование. Год назад за ВАЗ никто гроша ломаного не дал бы, а сейчас машины продаются, акции предприятия растут в цене.

Но самое главное, по словам эксперта, мы избежали социальных волнений. После кризиса 1998 года пенсии не повышали 9 месяцев, а на этот раз пособия пожилым росли опережающими инфляцию темпами.

Есть еще признак закончившегося кризиса: снижение ставок по депозитам. Проблем с деньгами у банкиров больше нет (о снижении ставок по вкладам читайте в завтрашнем номере «КП»).

ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?

Согласно опросу Центра Юрия Левады, россияне не могут определиться, закончился кризис или нет. 25% респондентов считают, что худшее позади, дальше ждет только светлое будущее. Столько же опрошенных предлагают не расслабляться. «Нас ожидают углубление кризиса и нарастание связанных с ним проблем», — уверены они.

Но чего россиянам не занимать, так это практического оптимизма: даже из кризиса нужно извлекать что-то хорошее. Главное, чему научил нас кризис, так это экономить.

— Очень порадовало именно поведение людей, — говорит Сергей Смирнов. — За время кризиса повысилась финансовая грамотность. Люди стали делать сбережения, объем банковских вкладов увеличился. Правда, это стало возможным благодаря государственным гарантиям. Люди поняли и поверили, что система страхования вкладов работает и, если банк разорится, им вернут их сбережения.

— А вот нашу олигархическую элиту кризис ничему не научил. Если не считать уверенности, что государство всегда придет на помощь! — уверен Михаил Делягин. — Показуха роскоши возвращается. «Лексусов» становится больше, по телевизору программу недавно смотрел о том, как здорово иметь яхту за 5 млн. евро. Недавно ярмарка тех же яхт прошла! При этом крупные компании, не стесняясь, выплачивали себе бонусы, получая при этом помощь от государства.

Есть много теорий, какой кризис мы переживаем: V-образный или WWW-образный. Но, как шутят экономисты, главное, чтобы кризис не был в форме буквы «О», чтобы мы не ходили по кругу и не наступали на одни грабли снова и снова.

— Радует, что правительство смогло не допустить глобального падения экономики, — говорит Смирнов. — Но это было сделано в так называемом ручном режиме. А нужна экономическая система, которая бы работала.

Нигина БЕРОЕВА, из выпуска от 06-09-2010 рассылки «Комсомольская Правда»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *