Как предприятию пережить надвигающийся кризис?
В период экономического роста руководители многих предприятий считают, что им ничего не может угрожать. Однако, в реальности для любой отрасли характерны спады деловой активности: спрос на продукты сокращается, цены падают. Нередко руководящий состав фирмы в начале надвигающейся опасности демонстрирует чрезмерный оптимизм («мы великие, мы самые великие, мы все так говорим, и это правда»). А когда кризис наступает, менеджеры прибегают к тотальному сокращению по всем направлениям — начиная с расходов на исследовательские работы и заканчивая численностью персонала предприятия. Такие действия негативно влияют на позиции предприятия на рынке и на его репутацию.
Как преодолеть трудные времена и выйти из кризиса более сильным?
Момент, когда над предприятием только начинают сгущаться тучи, легко заметить по следующим признакам:
- замедление отраслевых темпов роста,
- увеличение рисков невыполнения бюджета,
- неравномерность поставок,
- просрочки по платежам — на первом этапе редкие и, на первый взгляд, некритичные.
Заметив эти признаки, необходимо сосредоточить все усилия и ресурсы на основных, наиболее доходных видах деятельности, всемерно укрепляя именно в них свои позиции. Во время кризиса вступление в новый бизнес не только бесполезно, но и вредно. Лучше сосредоточить свои усилия на том, что вы умеете, а не надеяться переиграть конкурентов, уже закрепившихся на рынке.
Если всё же кризис наступил, что тогда?
Конечно, на первых порах велик соблазн сократить бюджет и урезать штаты. Но это сиюминутное выживание. Какой смысл увольнять сотрудников сейчас, чтобы затем (а кризис не вечен) набирать и обучать новых работников? Всё это будет стоить немалых затрат.
Оказание давление на поставщиков, чтобы добиться от них снижения цен на сырье или комплектующие, может испортить отношения со многими из них. А где гарантии, что у новых контрагентов условия по цене, качеству, транспортировке будут лучше? А главное, что они будут надёжными и добросовестными? Ошибки здесь чреваты большими потерями средств и времени, а также репутационными издержками. Проверить контрагентов можно с помощью сервиса https://Reputation.ru. Некоторые компании лишь кажутся успешными и надежными, в реальности имея не самую лучшую репутацию.
Выход на фазу подъема
Считается, что в период кризиса нужно забыть о слияниях и поглощениях. Но целенаправленные поглощения в период кризиса (при условии, что основная деятельность предприятия не остается без поддержки) способны усилить позиции предприятия. Отказ от побочной деятельности и целенаправленные поглощения во время кризиса позволят предприятию безболезненно войти в фазу подъема. Предприятиям же, исповедующим в сложный период традиционное сокращение затрат и сворачивание объемов производства, затем ещё долго придется восстанавливать утраченные позиции на рынке.
Неумение усилить позиции предприятия в кризисные времена может означать, что после окончания кризиса предприятие окажется в ещё более сложной ситуации. Конечно, не существует гарантированных путей к успеху. Но, несмотря на это, не нужно забывать о долгосрочной перспективе.
Действия руководства предприятия наперекор традициям управления в обычном, бескризисном режиме способны сохранить персонал предприятия, улучшить отношения с поставщиками и увеличить принадлежащую предприятию долю рынка даже в условиях кризиса.