Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Северный поток-2, Турецкий поток, украинский транзит — перспективы Газпрома

«Турецкий поток»На волне эйфории от будущих проектов Северный поток-2 и Турецкий поток Газпром начал было говорить том, что транзитный контракт на поставку газа через территорию Украины вообще может не продлеваться после 18 года. Затем вероятность продления, но на российских условиях, была названа ненулевой, теперь Украина уже выдвигает свои условия будущего транзита: точка учета газа должна быть перенесена на европейскую границу.

Впереди еще год, поэтому и Газпром, и Украина будут делать много разных заявлений, однако все зависит от того, будут ли запущены обходные маршруты. Если да — то тогда встаёт вопрос об объемах газа, который пойдет через них. Уже сейчас понятно, что без украинского транзита Газпром не сумеет сохранить свою европейскую долю. Это понимание и позволяет Украине начинать диктовать условия.

Но самое интересное и важное все равно будет происходить за пределами Украины. США всерьез намерены сократить аппетиты Газпрома и, соответственно, кормящихся с торговли газом российских правящих кланов. Проекты СП-2 и Турецкий поток находятся под атакой США, каждая идёт по своему сценарию.

Судьба Турецкого потока до сих пор неизвестна. Турция в самом идеальном для Газпрома случае может в итоге дать согласие на две линии Потока, одна из которых должна будет пойти на турецкий рынок (с ней есть вопросы, но скорее всего, они будут решены). Для европейского транзита будет открыта в лучшем случае только одна нитка мощностью в 15 млрд кубометров в год. Ни о каких еще двух линиях, как изначальн хотел Газпром, речи уже нет. Но и эта вторая нитка возможна только в одном случае — если в Турецкий поток войдет как-то другой газ, не российский. Турки категорически настаивают на диверсификации поставщиков, так как не доверяют (что совершенно логично) российскому партнеру. Без «чужого» газа проект становится нерентабельным, поэтому Россия должна обеспечить Турецкий поток или иранским, или катарским газом — собственно, в этом и заключается суть войны в Сирии.

США, используя курдов, перекрывают границу Ирака и Сирии на маршруте гипотетического иранского газопровода (куда может войти со своим газом и Катар). Единственный маршрут, по которому иранский газ может войти на территорию Турции — через иракский Курдистан. Возможно, за этим в Курдистан и вошла Роснефть — но теперь Багдад явно под диктовку США требует у Роснефти объяснений — почему контракты с курдами заключены в обход Багдада.

В общем, трудности с этим проектом налицо, и нет никаких гарантий, что с ним все будет хорошо.

У СП-2 своя история, но и она пока развивается в весьма шатком виде. И поляки, и датчане намерены добиваться ужесточения условий поставки российского газа по Северному потоку-2. В случае, если им удастся реализовать свои угрозы (и снова под жестким руководством США), то мощность СП-2 для России упадет с 55 до 25 млрд кубов.

Говоря иначе, ни о какой замене украинского маршрута даже сейчас речи нет. А возможно, что он так и останется главным, так как обходные мощности могут оказаться слишком малы, чтобы хоть как-то снизить зависимость от Украины. Кроме того, нужно понимать, что все «Потоки» Газпром строит практически за свои, так что ему нужно будет еще отбивать затраты. Поэтому-то в Сирии всё большее значение приобретают наемники — финансировать эту войну приходится за счет самих сирийцев, поэтому наемники и разрываются между двух задач — захватом сирийских месторождений и воспрепятствованием планам США по перекрытию границы. И, как обычно, ни одна из задач не может быть решена полностью. Граница почти перекрыта, самые важные месторождения потеряны.

Как будет выглядеть окончательная диспозиция, станет ясно в конце 18 года. Уже сейчас понятно, что избавиться от украинской зависимости не удалось. В случае, если и Турецкий поток, и СП-2 так и не заработают на проектную мощность (а это очень ненулевой вариант с точки зрения вероятностей), то две войны, которые ведет Кремль, можно будет считать безнадежно проигранными. Они, будучи империалистическими по своей сути, затеяны ради сохранения доли Газпрома на европейском рынке. Интересы друзей Путина превыше всего. В 19 году можно будет подводить промежуточный итог этим войнам: минимальная задача — сохранение доли на европейском рынке, максимальная — избавление от маршрутов, на которых возможны проблемы с транзитом. Задача-максимум уже провалена, теперь две войны идут за то, чтобы зацепиться хотя бы за минимальный результат.

Автор — Анатолий Несмиян

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *