Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

В отличие от РФ, США не стесняются того, что они пока не вышли из кризиса

Несмотря на начавшийся во второй половине 2009 года рост ВВП США, американские экономисты не спешат официально заявлять о выходе страны из рецессии. Они опасаются второго витка спада. Вчера американская пресса сообщила, что Национальное бюро экономических исследований все еще не готово подтвердить факт завершения рецессии в США. Российские же чиновники объявили о выходе из рецессии еще пять месяцев назад. А вчера Минэкономразвития сообщило, что планирует повысить официальный прогноз роста ВВП на 2010 год. Независимые экономисты считают такие заявления слишком поспешными. По их оценке, спад российской экономики еще может продолжиться в 2010 году.

Эксперты Национального бюро экономических исследований США все еще сомневаются в завершении рецессии в США. Как сообщила вчера американская газета The New York Times, Национальное бюро «планирует объявить, что оно пока не готово подтвердить конец спада». Несмотря на некоторое увеличение занятости и доходов населения, эксперты все еще опасаются второго витка рецессии. Эти опасения американцы объясняют тем, что продолжительность и глубина экономического спада не позволяют гарантировать окончательный выход из кризиса. Согласно официальным данным, ВВП США начал расти во втором полугодии 2009 года. Однако, считают американские аналитики, одного роста ВВП для констатации завершения рецессии мало. Нужно принимать во внимание и другие факторы — тенденции на рынке труда, динамику потребительского доверия и др. В связи с противоречивостью статистических показателей, а также с постоянным их пересмотром экономистам сложно точно датировать конец общеэкономического спада.

Это уже традиция, что экономисты и первые лица США не торопятся заявлять о точных датах начала и конца кризиса. Дату начала кризиса (декабрь 2007 года) в США бюро экономических исследований объявило лишь спустя 11 месяцев — в ноябре 2008 года. Теперь американские экономисты сомневаются в окончании рецессии. В России же — противоположная картина. Здесь правительственные чиновники уже давно объявили об окончании спада. «Подтверждаю, что третий квартал будет кварталом роста по сравнению со вторым кварталом, мы можем говорить о выходе из рецессии», — цитировал Алексея Кудрина Интерфакс еще в октябре прошлого года. Похожие оптимистические прогнозы прошлой осенью делали и другие российские чиновники.

Независимые эксперты говорят, что поспешные заявления о состоянии экономики или об окончании спада часто приводят к плачевным результатам. Так, объявление России «тихой гаванью», сыграло со многими предприятиями злую шутку. «Компании продолжали активно привлекать кредиты и наращивать товарные запасы, когда для этого уже не было никаких оснований. Созданные запасы распродавались целый год, из-за чего экономика упала почти на 10% — то есть сильнее, чем могла бы в случае более осторожных решений», — считает главный экономист Центра развития Валерий Миронов. Примерно то же самое повторяется и теперь. Как стало вчера известно, Минэкономразвития намерено повысить прогноз роста ВВП России в 2010 году с ожидавшихся ранее 3,1%. «Думаю, скорректированный прогноз по ВВП будет выше, чем 3,1%. По инфляции пока, думаю, прогноз не будем менять», — сказал замглавы министерства Андрей Клепач.

Но, как сообщают эксперты, подъем экономики, который наблюдался в конце 2009 года, затухает, выхода из рецессии не наблюдается. «В России рецессия не закончилась. Если брать данные Минэкономразвития, то в четвертом квартале 2009 года ВВП рос на 1,9% в среднем в месяц, в декабре рост был 0,3%, в феврале наметился спад — минус 0,9% ВВП. Два месяца торможения — это еще не тенденция, однако видно, что в 2010 году произошло явное замедление по отношению к четвертому кварталу», — поясняет Миронов. «Наблюдаемый в последние месяцы рост отдельных показателей объясняется банальным «эффектом низкой базы» — стремительное падение экономики в период с осени 2008 года по осень 2009 года резко понизило базовые расчетные уровни, что впоследствии на фоне вполне ожидаемой умеренной коррекции создало иллюзию восстановления», — обращает внимание аналитик Пробизнесбанка Вахид Валиев. Кроме того, в 2010 году продолжилось падение инвестиций в основной капитал. «В феврале инвестиции по отношению к предкризисной точке упали на 23%, строительство — на 25%, промышленность — на 11%. А реальная зарплата за это время снизилась со снятой сезонностью всего на 2%. То есть промышленности трудно выйти из кризиса, когда нет экономии на издержках», — замечает Миронов. Государственное сдерживание падения зарплаты стимулировало спрос, но, судя по всему, в основном на импортную продукцию.

«Все сводится к тому, что рецессия в России затягивается минимум на 2010 год. Скорее всего в этом году прирост ВВП будет нулевым», — резюмирует Миронов.

Российские аналитики солидарны с американскими в том, что о рецессии надо судить не по одному только ВВП, а по совокупности социально-экономических показателей. «Некорректно говорить о завершении рецессии, основываясь на росте индекса ВВП в течение двух кварталов подряд. В этом случае уместнее говорить о «техническом» завершении рецессии, не более того, — рассуждает Валиев. — Для вынесения объективных вердиктов необходимо зафиксировать двухквартальный рост других ключевых показателей, например, нужны устойчивое улучшение ситуации в сфере занятости, стабильный рост показателей на рынке недвижимости». Не следует ожидать того, что российская экономика выйдет из рецессии раньше остальных, считает аналитик. Скорее наоборот, говорить о завершении рецессии в РФ придется после начала восстановления крупнейших экономик. «Основным доказательством конца рецессии в России станет восстановление внутреннего спроса. Причем если роль «локомотивов» выздоровления вновь привычно возьмут на себя сырьевые отрасли отечественной экономики, то восстановление будет носить неустойчивый характер и останется весьма уязвимым», — полагает Валиев. «Экономика должна продемонстрировать не только некие экономические показатели роста (рост производства, рост спроса), но и социальные показатели (падение безработицы, новые вакансии, повышение занятости)», — добавляет гендиректор консалтинговой группы «Аюдар» Юрий Васильев. Но даже если подходить формально к определению конца рецессии, то нужно наблюдать гораздо больший временной период — как минимум год или полтора, считает Васильев. «То есть конец рецессии — это рост экономики страны более чем год. Выход всегда гораздо более тяжел, тем более выход на некий стабильный уровень», — сказал он.

В Мой Мир «Доказательством выздоровления отечественной экономики будет рост показателей, отражающий ситуацию в отраслях, которые работают на внутреннее потребление. Это сразу проясняет ситуацию: развивается экономика или затягивает пояса. Если выбрать какой-то один показатель, который мог бы служить сигналом окончания рецессии, то оптимальным, наверное, будет динамика реальной начисленной заработной платы — усредняемая по кварталам или по полугодиям. Как только спад закончится, в тот же момент у бизнеса возрастет заинтересованность в работниках, в специалистах, их зарплаты тут же начнут расти с опережением инфляции. Если это не происходит, то, значит, рецессия продолжается», — говорит аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.

Анастасия БАШКАТОВА, Независимая газета

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *