Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Государственные долги. Что ожидает Россию в ближайшем будущем

Нефть-кормилицаКак ни странно, статья найдена на запутинских порталах. Владимир Бренделев говорит о крайне неприятных для федеральной власти и российской политической элиты вещах. Причем как о периоде 2009-2013 гг., так и о прогнозных характеристиках на ближайшую перспективу.

Со многими выводами и заключениями автора верному запутинцу согласиться крайне трудно, о чем читателей пропагандистских сайтов предусмотрительно предупреждает «редакция». Однако с оговоркой, что не слушать его нельзя: хотя бы потому, что позиция Бренделева аргументирована цифрами и фактами.

«Неподъемность» долгов Америки – явное преувеличение?

О том, что человеческий мир лежит в руинах, а экономика Америки может рухнуть с минуты на минуту, в России знает каждая уборщица.

Государственный долг США и Россия, встающая с колен – любимая тема всех российских «патриотов»-конспирологов. «Америка живет в долг у всего мира! Америка – это просто печатный станок! Америка жирует, а платим мы!» – надрывались все последнее десятилетие адепты секты Старикова, Хазина, Дугина, Панарина, Фурсова и им подобных. «Госдолг США достиг тревожных показателей! Сумма американского долга достигла 100% ВВП! Госдолг США в очередной раз побил все рекорды! До объявления дефолта крупнейшей экономики мира осталось два дня!» – бились в многолетней истерике обозреватели российского ТВ. Момент обрушения американской экономики под бременем неподъемных долгов приближали, одним словом, с 17-й космической скоростью. Предметом особой гордости суверенных российских властей при этом была крайне низкая долговая на­грузка на российскую экономику – вставшая с натруженных и мозолистых колен Россия имела, как уверяли население пропагандисты-агитаторы, самый низкий уровень долга среди всех развитых стран Земного шара!

На фоне этой многолетней эйфории – на всех четырех континентах разруха, хаос и полная социальная катастрофа, и только в суверенной РФ даже филин умеет петь соловьем! – как-то совершенно незамеченным прошло предложение аналитиков Sberbank CIB серьезно нарастить совокупный долг российских субъектов экономики до 150% ВВП.

До 150?! От полного практически нуля до 150? Да эти аналитики – они что, белены объелись? Мож­но себе представить степень негодования простого российского обывателя, доведись ему, чисто случайно, услышать о предложениях аналитиков Sberbank CIB. В действительности, однако, в данных предложениях вовсе не было чего либо слишком радикального – аналитики Сбера вовсе не предлагали обрушить небо на землю. Ибо увеличить сумму долгов российских субъектов экономики до 150% ВВП предлагалось с уровня и без того достаточно высокого. Со 100 процентов того же самого российского ВВП.

В самом том факте, что сумма российских долгов достигла отметки 100% ВВП, не было, следует отметить, ничего криминального. По­стоянные завывания российских конспирологов на тему неподъемных долгов Америки, которая печатает «ничем не обеспеченные доллары», предназначались, ясное дело, для существ, слабых на голову и ничего не смыслящих к тому же в экономике. Обеспечиваться чем либо, кроме как интеллектом национальной элиты и уровнем развития национальной экономики, ни одна валюта в мире и не была обязана аж с 1973 года. И с этим делом у США все было в полном порядке.

Вспомним о результатах того масштабного исследования ситуации в мировой экономике, ко­торые провел в 2012 году журнал «Эксперт».

«Есть показатель, по которому российская экономика оказалась лидером мира. Или, скорее, антилидером, – бил тревогу «Эксперт», – 27% ВВП России обеспечивает внутренняя торговля. Но торговля не в состоянии прокормить Россию. Как, впрочем, и ни одну другую страну. Поэтому эти почти 30% торговли в ВВП свидетельствуют о страшной деградации нашего хозяйства.

Не менее страшными выглядят и другие цифры. Мы произво­дим унизительно мало всего, кроме сырья. К примеру, в производстве фармацевтических препаратов на душу населения мы отстаем от США в 66 раз. И так с большей частью товаров, производимых индустрией…»

И действительно, в 26 раз Россия отставала от США по производству мебели, в 29,2 – по производству медицинской аппаратуры, в 31,4 раза – по производству мыла, чистящих и косметических средств, в 76 раз – по выпуску офисных, бухгалтерских и вычислительных машин, в 10,4 раза – по общему машиностроению, нашей былой гордости, в 12,5 – по специальному машиностроению, в 12,8 – по автомобилестроению… И то же самое – по продуктам питания: по молочным продуктам отставание в 7 раз, по переработке мяса, рыбы, фруктов, овощей, жиров – в 7,1 раза…

Если же говорить об общих цифрах, то по объему добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности Россия скати­лась до уровня Таиланда – 71 млрд долларов в год. Объем добавленной стоимости, производимый американской промышленностью, составлял, соответственно, 1710 млрд долларов в год. Разрыв между Россией и первой сверхдержавой мира, которую российский конспирологический кагал нагло клеймил страной паразитом, составил, таким образом, 24 раза.

Что же касается якобы неподъемных американских долгов, то здесь ситуация обстояла следующим образом. На 5 июля 2016 го­да этот долг составил $ 19,2 трлн, что было при­мерно равно ВВП США. Но более четверти этого долга составляли долги госорганов США друг другу. Долг публике составил только $14,1 трлн, менее половины его – иностранцам. И этот долг был более чем обеспечен активами населения, чистое богатство (то есть активы за вычетом долгов) которого составляет $65 трлн. Внешний долг страны – меньше 1/10 его части. Стоимость обслуживания этого долга – смешные для американского бюджета $ 0,25 трлн в 2016 году, причем часть этих денег возвращается в бюджет через перечисление прибыли ФРС.

Как будет платить по долгам Россия?

Ситуация с российскими долгами обстояла принципиально противоположным образом. Структура российских долгов, согласно расчетам аналитиков Sberbank CIB, оказалась следующей. В текущих 100% ВВП около 15% – как раз госдолг, еще 40% – корпоративные и банковские долги, остальное – регионы и население. При этом ситуация с внешним долгом, согласно ежеквартальному отчету Банка России, опубликованно­му в феврале 2017 года, продолжала только ухудшаться.

По итогам 2016 года общая сумма внешнего долга РФ (в который ЦБ включил непосредственно госдолг и долги российских корпораций) выросла до 518,7 млрд долларов, при этом в пересчете на душу населения эта сумма составила 3538 долларов. Соотношение внешнего долга к ВВП достигло рекордной отметки с 2004 года – 42%, при том, что на конец 2014 года этот показатель равнялся 29% (и это после того, как в последние три года на выплату внешнего долга ушло 200 млрд долларов. – В.Б.). Ситуация же с обслуживанием внешнего долга вообще оказалась катастрофической.

Обеспеченность внешнего долга валютными поступлениями также упала до минимума за последние 12 лет: к концу сентября 2016 года общая сумма задолженности в 1,57 раза превысила годовые доходы страны от экспорта товаров и услуг, объем которых также опустился до минимальной отметки с 2005 года ($279 млрд). В то же время на обслуживание полученных на Западе кредитов на конец 3-го квартала 2016 года уходило 40% всего притока валюты в России от экспорта.

Итак, представьте себе: за три года почти 200 млрд долларов ушло из российской экономики на оплату внешнего долга – и при этом его нагрузка на экономику не только не сократилась, но и выросла! А теперь давайте еще сравним российскую ситуацию с американской.

Соединенным Штатам Америки обслуживание их абсолютно неподъемного американского долга обходится в сумму, чуть большую 1% ВВП. А вот суверенной России, вставшей со своих колен и напряженно ждущей, когда американская экономика рухнет, раздавленная тяжестью навешанных на нее долгов, обслуживание российского долга обходится уже в сумму, приближающуюся к 10% российского ВВП. И речь при этом идет только о внешних долгах России!

Возникает резонный вопрос: так каким же образом русские будут расплачиваться с этими долгами, которые волшебным образом образовались у суверенной России после того, как за 17 лет нефтяного процветания российская власть получила от щедрот мирового рынка совершенно фантастическую сумму – 3,5 триллиона 350 миллиардов долларов? Сумму, заметим, более чем в 3,5 раза превышающую сумму накопленных инвестиций, полученных Китаем за все годы проводимых им реформ.

Так кто же заплатит за Россию эти фантастические долги? Кто заплатит по счетам?

Поднявшееся с колен и налившееся тупой, злобной силой российское государство? Да нет, это государство ничего не будет делать для русских. Среди стран с населением более 5 млн человек суверенная Россия оказалась на последнем, 55-м месте по уровню финансирования здравоохранения – и после этого финансирование было срезано еще на 30%. Пусть русские подыхают! Как заявил недавно ректор президентской Академии народного хозяйства (РАНХиГС) Владимир Мау, в обозримом будущем пенсий по возрасту в России вообще не будет – они превратятся в целевое пособие по инвалидности или бедности, на которое смогут рассчитывать лишь те граждане, которые докажут, что у них нет трудоспособных близких родственников.

При этом государству требуется от нас все больше и больше денег. Во всем человеческом мире государства помогают людям, не имеющим работы, и только в России министерство труда озабочено лишь тем, как бы ввести для русских налог на «тунеядство». С какими целями? Как заявил недавно министр труда РФ Топилин, его ведомству требуется набрать дополнительно 900 тысяч (!) квалифицированных специалистов, чтобы обеспечить должный контроль в сфере госзакупок. Комментарии требуются?

Но, может быть, рассчитаться с российскими долгами смогут разжиревшие до беспредела за тучные нулевые госкорпорации? Оказывается, нет. Не на тех напали! Российские государственники в госкорпорациях сами постоянно требуют денег у российского государства.

Согласно консолидированной финансовой отчетности «Роснефти», ее долг по итогам 2016 года составил рекордную сумму в 61,74 млрд долларов. И это после того, как в декабре 2014-го государство очень здорово помогло компании г-на Сечина, после чего российский рубль и обвалился почти в 2,5 раза.

Возьмем теперь «Газпром» – «национальное достояние» России, «Пятую империю» Проханова. Финансовый план компании на ближайшие три года предусматривает… ежегодное превышение расходов над доходами. Иными словами, «Газпром» в течение трех лет планирует быть убыточным. Даже если цены на нефть удержатся на нынешнем уровне, размер дыры в бюджете «нацдостояния» составит не менее 15 млрд долларов.

В 1999-м, напомним, нефть стоила 12 долларов за баррель. «Газпром» тогда продавал газ в Европу по цене 65 долларов за 1000 кубов, российской промышленности отпускал его по цене 10 долларов, русские при этом платили за услуги ЖКХ копейки – и «Газпром» при этом оставался рентабельным предприятием! Сможет ли нынешняя «Пятая империя» вернуться в те благословенные для русских времена, когда ею еще не управляли государственники? О, это вряд ли.

«Чтобы расплатиться с несделанными им долгами, населению придется, похоже, отдать все, что оно имеет»

Пару лет назад лично В.В. Путин поставил перед госкорпорациями сверхамбициозную задачу – ежегодно снижать производственные расходы на целых 2-3 процента (это для индивидуальных предпринимателей можно повышать взносы во внебюджетные фонды за 5 лет в 20 раз). С учетом того, что только за 2000-2007 годы операционные расходы того же «Газпрома» выросли в 6,5 раза до возвращения к ситуации, когда «нацдостоянием» России начнут управлять хотя бы на уровне позднего Ельцина, русским осталось ждать минимум 500 лет…

Так кто же все-таки спасет суверенную Россию? Может быть, выдающиеся российские экономисты?

Великий Хазин, еще 15 лет назад уверявший всех, что американская экономика не выдержит цен на нефть выше 12-13, а еще лучше – 7 долларов за баррель?

Великий Глазьев, предрекавший крах доллара после введения Россией контрсанкций и уверявший человечество в том, что российский рубль является самой твердой валютой в мире?

Великий Катасонов, ошеломивший мир открытием, явно тянущим на 50 нобелевских премий по экономике одновременно, что безналичные деньги в России являются фальшивыми?

Или, может быть, по российским счетам расплатятся ротенберги, ковальчуки, тимченко, фридманы, вексельберги, абрамовичи – главные бенефициары нулевых и десятых, сумевшие очень неплохо окормиться за счет полученных российской властью 3,5 трлн долларов? И снова – увы и ах. Ну не везет, откровенно не везет русским, живущим в России.

Буквально на днях бюджетный комитет Госдумы с фантастической скоростью одобрил поправку в На­логовый кодекс, суть которой заключается в том, что все попавшие под персональные санкции физлица, если они являются резидентами еще и в другой стране, освобождаются от уплаты российских налогов, да еще и получают возврат оных с 2014 года. «В стране, где экономика стремительно спускается в унитаз, где Минифин ищет, как бы чего еще обложить налогом, в Госдуму внесена поправка, которая совершенно официально избавляет от уплаты налогов людей, которые контролируют половину, если не две трети экономики России», – поражалась обозреватель «Новый газеты» Юлия Латынина.

Итак, оплатить долги, сделанные кагалом, ныне освобождаемым от обязанности платить налоги в России, должны будут русские. Но из каких же доходов? Ведь на долю ставших нищими россиян сегодня приходится всего лишь 0,4% (!) глобального благосостояния, тогда как на долю жителей США 33%, а Китая – 9,1%. Некоторые экономисты дают подсказку: надо использовать резервы банковской системы России.

Активы российских банков, на первый взгляд, действительно велики: 83 трлн рублей (по некоторым оценкам – 77 трлн), из которых 30 трлн – деньги населения. И изо всей этой суммы банки инвестируют в виде кредитов в основной капитал всего лишь … 1,3 процента! «Мудрое население почти накопило 30 трлн рублей, и в принципе они могли бы быть инвестированы в нашу экономику», – умиляются придворные экономисты.

Насчет «мудрости населения», реальная стоимость накоплений которого за последние пару лет упала вдвое, – разговор особый. Возникает, однако, резонный вопрос: а чем обеспечены эти 30 трлн? Сбережения американских граждан, судьбой которых так озабочен наш российский кагал, паразитирующий на святом для русских слове «патриотизм», обеспечены всей мощью экономики США. Давайте посмотрим на капитализацию аме­риканских компаний: Apple – за 700 млрд долларов, Microsoft – под 500 млрд долларов, Exxon Mobil, Google – под 400 млрд долларов. Капитализация всего российского фондового рынка, со всеми его нацдостояниями примерно равны стоимости одной компании из этого ряда. Так что 30 трлн рублей, принадлежащих населению России, обеспечены только, по сути дела, записями на электронных носителях.

Так что русским, чтобы расплатиться с несделанными ими долгами, придется, похоже, отдать все, что они имеют. Вовсе не случайно, надо думать, русофобы, паразитирующие у нас на «патриотизме», уже не ограничиваются криками: «Мы будем лучше ходить в резиновых сапогах, варить клейстер и штопать колготки». Сегодня они перешли к другой постановке вопроса: готовы ли русские переехать в коммунальные квартиры (а еще лучше – в землянки)? Во имя «величия Родины», разумеется.

Отметилась недавно на эту тему и сверхзвезда российской «патриотики» Татьяна Воеводина – та самая, которая утверждает, что русским нужен Отец, который порол бы их на конюшне «за отклоняющее поведение». Воеводина вспомнила о славных далеких временах царствования Николая II, когда продолжительность жизни в России составляла немногим более 30 лет и когда русские в основной своей массе не имели собственного жилья. «В начале XX века 98% жилья в Петербурге сдавалось в аренду. (Петербург был самый «городской» город империи). Питерцы селились поблизости от работы. Сто лет назад люди уезжали на дачу – и прекращали аренду квартиры. Чтобы по осени найти новую… Съемное жилье имеет много удобств» – умилялась «патриотесса». Так что вектор «развития» для населения суверенной России, похоже, задан совершенно однозначно.

Владимир БРЕНДЕЛЕВ, эксперт, экономист

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *