Кризис и автопром: это страшное слово МОДЕРНИЗАЦИЯ

Десятилетняя программа развития отечественного автопрома, которая готовилась последние полгода, выносится на заседание правительства. Разработчики документа признают, что задачи, поставленные в программе, весьма амбициозные – отечественный автопром должен стать локомотивом российской экономики. Акцент делается на развитии производства легковых автомобилей, а объем инвестиций в автомобильную промышленность до 2020 г. должен составить 627,3 млрд руб.

Наша страна никогда не была флагманом мирового автомобилестроения, а нынешнее отставание этой отрасли от лидеров мирового автопрома исчисляется несколькими десятилетиями.

Программа развития автопрома до 2020 г обойдется федеральному бюджету и инвесторам в 1,2-1,8 трлн руб. Разработчиков стратегии, впрочем, не смущает подобная цена выстраданного документа. В Минпромторге уверены, если РФ хочет быть заметными игроком на этом рынке, то бесплатно таких целей не добиться. Да и вообще, все недорого стоит, учитывая тот мультипликативный эффект, который отрасль внесет в промышленность. Ведь к 2020 г, рассчитывают чиновники, свои рабочие места обретут 5 млн человек, которые будут задействованы как непосредственно на автопредприятиях, так и в смежных отраслях, а доля автопрома в ВВП страны вырастет с нынешнего 0,98 проц до 2,38 проц. При помощи стратегии правительство рассчитывает увеличить и добавочную стоимость автомобильной отрасли с нынешних 495 млрд руб до 2 трлн 250 млрд руб.

Объем инвестиций в автомобильную промышленность до 2020 г должен составить около 630 млрд руб – это доля российских участников рынка, остальные инвестиции должны обеспечить иностранные производители. Из 630 млрд руб планируется 330 млрд руб направить на модернизацию производств, 100 млрд руб – на НИОКР, 190 млрд руб – на развитие производства автокомпонентов /из них около 50 млрд руб бюджетные средства/.

Объемы 10-летних инвестпрограмм 4-х ведущих автопроизводителей оказались почти одинаковыми: «АВТОВАЗа» и группы ГАЗ — по 111 млрд руб, «Соллерса» — 112,5 млрд руб, КАМАЗа — 101,4 млрд руб.

В частности, на полученные средства «АВТОВАЗ» создаст новое поколение автомобилей на базе платформы Kalina /их предполагается выпускать 330 000 в год/, машины на платформе B0 и класса C /по 330 000 в год/, а также полноприводные автомобили /66 000/. Еще Волжский завод модернизирует производство двигателей объемом 1,6 и 1,8 л /380 000 и 350 000 в год/ и начнет производство нового мотора совместно с Renault /450 000 в год/.

Группе ГАЗ деньги нужны на развитие производства полного цикла мощностью 150 000 машин в год. Линию такой мощности ГАЗ купил у Chrysler в 2006 г для выпуска Volga Siber, но производит их мелкими партиями. Компания не оставляет намерений организовать там полномасштабное производство.

«Соллерс» намерен создать производство до 500 000 автомобилей, а также двигателей и коробок передач в рамах СП с Fiat.

Поддержать планируется еще два проекта российских компаний мощностью по 150 000 машин в год и развитие производства полного цикла глобальных концернов /всего — 800 000 машин в год/.

При этом, по словам источника, основные инвестиции в отрасли должны быть сделаны в период до 2013 г.

В частности, в 2010 г основные участники рынка, как ожидается, вложат 55 млрд, в том числе – 20-24 млрд руб за счет бюджетной поддержки. В 2011 г объем инвестиций ожидается на уровне 135 млрд руб, бюджетная поддержка – 39 млрд руб, в 2012 г – инвестиции 90 млрд руб, бюджетная поддержка – 44 млрд руб. В последующие годы объемы вложения в отрасль будут снижаться.

Источники привлечения инвестиций российскими автоконцернами в программе не расписаны.

По мнению экспертов, автомобильные компании, в принципе, могут привлекать по 10 млрд руб в год, но конкретно для ГАЗа привлечь 111 млрд руб. на реализацию инвестпрограммы нереально, считает Алексей Зотов, директор по развитию крупного корпоративного бизнеса Альфа-банка, который более года воевал с нижегородской группой, добиваясь от нее погашения кредита. Долговая нагрузка на группу сейчас и так слишком высока, объясняет банкир. На этой неделе группа ГАЗ реструктурировала долги почти на 40 млрд руб.

Накануне стало известно, что Минпромторг РФ не исключает создание нового альянса в российском автопроме с участием ГАЗа. «ГАЗ, скорее всего, пойдет по тому же самому пути, и не будет делать это /развитие своего собственного производства – прим ПРАЙМ-ТАСС/ самостоятельным», — сказал источник в министерстве.

Он отказался назвать компанию, с которой может заключить альянс ГАЗ, отметив лишь, что это должны определить акционеры компании.

Источник в Минпромторге при этом напомнил, что уже созданы два крупных альянса с участием «АВТОВАЗа» и Renault, также «Соллерс» и FIAT.

По мнению источника, подобные партнерства могут создаваться на паритетных началах или доля иностранного партнера в них будет менее 50 проц.

При нынешнем состоянии всех автокомпаний они вряд ли сами могут привлекать такие средства, отмечает аналитик «Арбат капитала» Алексей Павлов, единственный способ получить деньги на инвестпрограммы — взять у государства. Большая часть средств будет привлекаться через институты развития – Внешэкономбанк /ВЭБ/ и госбанки, подтверждают два чиновника Минпромторга. Залогом будут создаваемые производства — это позволит игнорировать финансовое состояние предприятий, отмечает один из них. Планируется, что ВЭБ профинансирует большую часть программы «Соллерса», предоставив его СП с Fiat 2,1 млрд евро на 15 лет.

Накануне сообщалось, что ВЭБу предложена 10-проц доля в капитале СП FIAT и «Соллерс» Об этом сообщил журналистам источник в Минпромторге РФ.

Он отметил, что проект по созданию СП не может быть профинансирован без участия институтов развития.

Также, по словам источника, для финансирования проекта могут потребоваться госгарантии и компенсация государства в части процентных ставок по привлекаемым кредитам. Он не исключил, что государство окажет данному проекту такую поддержку.

Источник добавил, что для принятия окончательных решений по финансированию и кредитованию проекта необходимо закончить подготовку и утверждение юридически значимого соглашения между «Соллерс» и FIAT.

Как бы то ни было, но бюджетные вливания составят, скорее всего, половину, а то и треть расходов, предполагают эксперты.

Между тем, в Минпромторге заявляют, что средствами господдержки отрасли будут госгарантии, проектное финансирование в рамках действия институтов развития. В ведомстве также считают необходимым рассмотреть вопрос о компенсации части процентных ставок по кредитам для автопрома в среднесрочной перспективе – до 2015 г. Субсидирование процентных ставок должно снизить их размер для предприятий отрасли до 6-7 проц годовых.

Бюджетные затраты на эти цели оцениваются в 60 млрд руб, а расходы федерального бюджета на софинансирование проектов разработки новых проектов и платформ – в 24 млрд руб.

Также, для стимулирования организации высокотехнологичных производств автомобилей и компонентов необходимо, по мнению министерства, организовать долгосрочное проектное финансирование на период 10-15 лет и предоставлять отсрочки по погашению соответствующих займов на срок до 5 лет.

Стратегия охватит четыре сегмента рынка: легковые машины, коммерческие авто, грузовики и автобусы. Планируется появление и пятой подотрасли, специализирующейся на производстве военной автотехники.

К 2020 г, предполагают авторы, в РФ будет выпускаться 3,5 – 3,6 млн машин. Причем доля импорта не превысит 20 проц, или 400 тыс автомобилей. Небольшая часть продукции, всего 8 процентов /250 тысяч машин/, пойдет на экспорт.

В Минпромторге полагают, что порядка 52 проц рынка легковых автомобилей в 2020 г будут занимать российские производители, в том числе созданные с их участием альянсы с иностранными компаниями. Остальную долю рынка займут иностранные компании.

По словам источника, реализация стратегии предусматривает сохранение нынешнего уровня тарифной защиты отрасли в ближайшие годы. При этом, РФ не отказывается от своих обязательств по снижению уровня тарифной защиты при вступлении в ВТО.

Касаясь темы повышенных год назад таможенных пошлин на ввоз автомобилей, В Минпромторге заявили, что они понадобятся в среднесрочной перспективе, то есть в период до 2015-2016 гг. Далее заградительные меры потеряют смысл. Источник уверен, что в течение пяти лет отечественный автопром станет настолько конкурентоспособным, что его игрокам «будет все равно, есть ли пошлины или нет». Тем более что уже к 2014-2015 гг отрасль, по прогнозам, должна выйти на докризисный уровень спроса.

Что же касается второй группы помощи от властей, то в стратегии сказано о необходимости продлить программу льготного кредитования до 2013 г, правда, с затухающими темпами финансирования — 12 млрд руб на 2011-2013 гг. К этому же периоду предполагается завершить процесс утилизации автомобилей, который стартует на следующей неделе. Чиновники рассчитывают избавить россиян от 400 тыс машин, потратив на это 20 млрд руб.

По материалу ПРАЙМ-ТАСС

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *