Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Вкладов нет, но вы держитесь. АСВ платит не всем и не сразу

АСВВ этом году Центробанк решил взяться за очистку банковского сектора особенно рьяно. Несмотря на то, что общее количество банков, у которых была отозвана лицензия, уменьшилось по сравнению с прошлым годом, масштабы некоторых отзывов впечатляют. Как оказалось, даже место в ТОП-100 не гарантирует банку светлого будущего, по мнению регулятора.

Примером неудачной политики может стать ВПБ. Банк фактически развивал российское производство. В частности, реализовал проект, построив целый комплекс заводов и предприятий в Чувашии, которые продолжают функционировать.

Сам заместитель председателя Центрального банка России Александр Торшин лично посетил с рабочим визитом предприятия в Чувашии, построенные при финансовой поддержке Банка ВПБ, и, по словам очевидцев, остался заводами крайне доволен. Но это было в начале года. Позже Центробанк заявил, что кредитная организация вкладывала деньги в нереальные проекты. Как такое возможно — остается загадкой.

Остальные показатели банка подходили под понятие надежности в представлении ЦБ: у банка была действующая лицензия на проведение банковских операций, место в ТОП-100 в банковской системе, реальные кредитные и депозитные договоры.

ВПБ даже отстаивал свое право на продолжение деятельности в суде. Но решение оказалось не в пользу банка. Страдают в результате рядовые вкладчики, которые остались без собственных накоплений.

АСВ страхует, но денег не дает

Агентство по страхованию вкладов позиционирует себя как защитника денег населения. Но надежность системы все чаще оказывается под вопросом.

В результате непродуманной политики по отзыву лицензий пострадали вкладчики многих банков. Так, клиенты Росинтербанка ждут страховых выплат с сентября месяца, на рекордные сроки АСВ затянуло выплаты вкладчикам Арксбанка, которые не могут получить деньги в полном объеме с середины июля (то есть уже почти полгода).

Ситуация во всех банках схожая. Проблемы начинаются при составлении реестра вкладчиков. Суммы, которые указаны к выплате, не совпадают с реальным объемом средств, который вкладчик хранил на счете.

Но потеря данных — не беда, ведь у самих вкладчиков на руках документы, которые подтверждают наличие вклада: договоры вкладов и приходно-, расходно-кассовые ордера — на основе которых госкорпорация вполне может восполнить недостающие данные. Но вкладчиков продолжают месяцами кормить обещаниями. Причины такого поведения Агентство не объясняет.

Вкладчики требуют ответа

Первые несколько недель вкладчики следовали всем распоряжениям АСВ: принесли необходимые документы, обратились в банки-агенты, строчили заявления о несогласии с размером выплат и ждали, ждали. Но терпению пришел конец и началось формирование недовольства.

Вкладчики, оставшиеся без личных накоплений, стали писать о своей беде на форумах, создавать группы из пострадавших и делиться успешным или неудачным опытом. Когда терпение людей было на исходе, они начали писать коллективные жалобы на работу Агентства, но и это не возымело должного эффекта — реакции от АСВ по-прежнему не было.

Следующим шагом стало посещение АСВ с просьбой разъяснить ситуацию. Вкладчики собрали инициативную группу, которая назначила личную встречу с директором департамента страхования банковских вкладов АСВ Алексеем Абрамовым 22 ноября.

На входе людей встретили баррикады и кордон охраны. Сотрудники Агентства заявили, что пропускать людей будут только по спискам, которые были составлены накануне вечером. И значились там пять человек, которые были мало кому известны.

«Условия встречи были переиграны в последний момент. Накануне вечером туда попали отдельные люди, которые могут там решать свои личные проблемы. Гарантий, что они будут выступать в интересах всех вкладчиков нет», — заявила на пороге одна из активисток Алла Новикова.

Результаты таких переговоров мало кого удовлетворили.

Тысяча и одно оправдание

Сами представители АСВ признают, что задержка в выплатах есть. Напомним, от 2-х до 6-ти месяцев, хотя по закону положено провести выплаты за 30 дней. Но вот ответственность за это брать на себя никто не хочет.

Для начала задержку спихивают на временную администрацию банка, которая состоит из сотрудников ЦБ. По словам Абрамова, как только конкурсный управляющий в лице АСВ возглавит работу, все сразу ускорится. А самим вкладчикам нужно «не мешать». А те, кто, дублируют заявления о несогласии с суммами вклада (ЗОН) и «жалуются» только задерживают работу АСВ.

Вкладчикам же механизм взаимодействия объясняют слабо. Многим приходится ездить в банк-агент по нескольку раз, каждый раз получая символические суммы и вновь заявляя о несогласии с суммой. Своеобразное испытание на прочность.

«Складывается впечатление, что сотрудники АСВ крайне небрежно относятся к своим обязанностям, если только нет предписания валять дурака и тянуть как можно дольше с выплатами. Первое посещение банка агента: выплата символической суммы вместо вклада, первое оформление ЗОН. Поездка в банк — оформление заявления о не снятии сумм с вклада, — возмущается один из вкладчиков на форуме. — Второе посещение банка агента: Выплата первоначальной суммы вклада без начисленных процентов примерно за полтора года (вклад был с капитализацией). Второе оформление ЗОН. Такое можно вытворять только умышленно, вообще не заглядывая в документы, либо по устному распоряжению руководителя».

Как формируются суммы страховых выплат, почему такие огромные дыры во вкладах — никто нормально не объясняет. АСВ предпочитает повторять мантру «Подождите, мы разберемся!».

Очередная попытка вкладчиков встретиться с директором департамента страхования банковских вкладов АСВ Алексеем Абрамовым 14 декабря чуть не закончилась неудачей. Перехватить «глас АСВ» удалось почти случайно.

С журналистами Абрамов разговаривать отказался, а вот противостоять толпе недовольных вкладчиков не получилось. В итоге, господин Абрамов заявил, что работа по выплатам активно ведется и раздал свежую порцию обещаний.

«На сегодняшний день выплат ожидают 1,5 тыс. человек. 500 человек должны получить „счастливые СМС“ на этой неделе. Оставшаяся 1000 на следующей», — пообещал вкладчикам Абрамов.

При этом в АСВ подчеркивают, что суммы, скорее всего, снова не будут совпадать. Представители Агентства продолжают считать положенные проценты по вкладам.

«Второй раз ЗОН писать не надо, все документы у нас. Мы все выплатим. Чуть позже придет еще одна СМС с приглашением на получение выплаты», — подчеркнул Абрамов.

Получается, что Агентство вновь решило повторить «Ждите, мы разберемся!». Ведь если очередного заявления о несогласии недовольный вкладчик не напишет, то формально его все устраивает. А значит, придется просто верить АСВ, что ему вернутся деньги. У кого реально хватит на это терпения — большой вопрос. Но по обещаниям все хорошо, до Нового года деньги обещают вернуть.

Храните деньги в сберегательной кассе

Политика Центробанка в отношении участников банковского рынка буквально кричит о том, что доверять рядовой вкладчик может исключительно кредитным организациям с госучастием. Проблема только в том, что депозитная линейка крупнейших игроков предлагает условия, которые позволяют едва перекрыть инфляцию. А получить какой-никакой доход можно только по сберсертификатам, которые, напомним, не гарантированы государством.

Говорить о здоровой конкуренции в таких условиях сложно. Какой смысл открывать депозит с доходностью на несколько процентов выше, если через пару месяцев придется планомерно обивать пороги чиновников в надежде вернуть собственные деньги?

Лед тронулся, но до весны далеко

Стоит все же признать, что подвижки в ускорении работы АСВ по выплате страховых возмещений наметились. Но своих денег все еще ждут тысячи людей.

Согласно отчетности Агентства, до 31 декабря предполагается полностью восстановить основной объем записей о вкладах, после чего завершить реализацию мер по восстановлению прав на проценты по вкладам.

Гарантирует ли такая формулировка полное возмещение средств? Вряд ли. Вкладчики рассказывают, что сейчас запись личных встреч с руководством АСВ по вопросам выплат ведется на конец января, так как декабрь уже весь расписан.

Ну, а тем, кто до сих пор не получил свои деньги, остается только ждать и верить. Или написать письмо Деду Морозу, может быть, он сможет посодействовать в возвращении сбережений?

Источник — BANKDIRECT.PRO

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *